• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
18:19 

Вновь про скелы и ирландскую "матчасть".

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Продолжаю читать скелы. В них - и в примечаниях к ним - много интересных деталей об Ирландии 1-го тысячелетия н. э., которые я выписываю себе на память.


В скелах и иных памятниках часто встречается слово bruiden (очень приблизительный перевод - "хозяева заезжих домов"). Так называли состоятельного землевладельца, чей дом располагался на проезжей дороге. В его обязанность входило проявлять практически неограниченное гостеприимство по отношению ко всем проходящим и проезжающим мимо. За эти весьма обременительные обязанности его цена чести (исходя из которой определялись общественное положение человека, возмещение за нанесенный ему ущерб и т. д.) равнялась цене чести короля племени, и такой человек пользовался очень большим почетом.
* * *

Филиды не только были поэтами, хранителями сакральной и исторической традиции, но и считались провидцами, обладающими магической силой, и были наделены огромной властью в обществе. Так называемая "сатира" филида, или, иначе, песнь поношения, могла буквально порушить общественное положение лица, против которого была направлена, не исключая и лиц королевского достоинства. Более того, как и в многих архаичных обществах, в Ирландии верили, что пение и поэзия неразрывно связаны с магией, и песнь поношения "материализуется", причиняя ущерб тому, о ком спета. ( Подобное же мировоззрение существовало, например, у древних скандинавов. Присутствует оно и в Арде Толкина, где пение и музыка как способ влиять на окружающий мир являются важной частью мира И хотя обычай предусматривал наказания за неправые наветы и даже просто плохо рассказанную филидом историю, трудно сказать, в какой мере огромные привилегии филидов были действительно ограничены. Из некоторых саг можно понять, что многие упрекали их в злоупотреблении правом гостеприимства, получении или, точнее, вымогательстве награды за свои труды. Один из коннахтских поэтов, Фланд, сын Лонана, получил даже прозвище "сын дьявола" за то, что разбогател, постоянно угрожая ирландцам своими сатирами. Впрочем, традиция никогда не переставала числить его величайшим поэтом Коннахта. х)
* * *

Ирландцы не просто приняли католицизм, но обратились к нему с такой страстностью, что в короткое время сделались едва ли не самыми ревностными его хранителями и проповедниками в Европе. При этом в Ирландии имел место не разрыв с языческой традицией и враждебность к ней, а сращивание, правда очень своеобразное, двух традиций, наследие древнейшей из которых вписалось в систему новоявившейся. Ярким примером этого являются три наиболее почитаемых в Ирландии святых - св. Патрик, св. Бригита и св. Коломба.
Патрику, прибывшему с миссией в Ирландию, жрецы-друиды не пытались сколько-нибудь серьезно воспрепятствовать. Правда, по одной из версий, друид Мата, сын Умойра, предостерег верховного короля Ирландии Лоэгайре, что Патрик отберет у него власть над живыми и мертвыми, потому король и не пожелал склониться перед авторитетом святого. Предание гласит, однако, что он всё же велел запрячь для него колесницу с девятью конями, ибо "так приличествовало богам" (примечательная формулировка :) ). Что касается филидов, первым из них приветствовал Патрика Дубтах Мак Уа Лугайр. Сам святой Патрик очень терпимо отнесся к языческим традициям, запретив лишь жертвоприношение языческим богам. Успех миссии был полным сверх всяких ожиданий. Патрик, по собственному признанию, встретил поддержку многих племенных королей севера и центра страны, охотно даровавших ему землю для строительства храмов, к которым стекалось "бессчетное" множество обращенных.
Одна из наиболее почитаемых в Ирландии наряду со св. Патриком святых - св. Бригита - по "происхождению" языческая богиня. После принятия христианства она не сменила ни места почитания, ни функции. Днем св.Бригиты стало 1 февраля, канун Имболга - языческого праздника весны, посвященного богине Бригид. Бригита значилась покровительницей существовавшего уже в VII веке монастыря, который можно считать одним из наиболее своеобразных в Ирландии. Он назывался Келл-дара (совр. Килдар), что означает "храм (из) дуба". Этот монастырь находился на месте древнего святилища, связанного с культом богини Бригид.
Богине Бригид посвящались дубовое дерево и священный неугасимый огонь. В Килдарском монастыре сохранился и дуб, посвященный святой Бригите, и особое огороженное место, где горел священный огонь. Этот огонь непрерывно поддерживали 19 (или 20) монахинь. По свитетельству британского хрониста Гиральда Камбрийского, автора труда «Топография Ирландии», мужчинам запрещено было пересекать ограду - те, что пытались, как говорили, сходили с ума, умирали или становились калеками.

Восстановленный в конце 20-го в. фундамент древнего храма/монастыря, посвященного св. Бригите.
читать дальше?

* * *

В древней Ирландии было два сакральных центра. Одним из них была королевская резиденция правителей Ирландии - Тара. Ее возникновение предание связывает с мифическим правителем Фир Болг, волшебного народа, в незапамятные времена правившего Ирландией и впоследствии побежденного Туата де Дананн, - Эохайдом. Также по преданию именно Фир Болг разделили остров Ирландия на пять "королевств"-пятин Хотя на острове было множество правителей, и степень реальной власти над ними верховного короля остается предметом споров, бесспорно, что традиция священной королевской власти издавна связывалась именно с Тарой и ее правителями, вступавшими в священный брак с землей Ирландии.
Именно в Таре проходили испытания на королевское достоинство, которые должен был пройти претендент на титул короля всей Ирландии. Они описаны в одной из саг: И была в Таре королевская колесница, которую влекли два коня одной масти, никогда прежде не знавшие упряжи. Вскачь пускались они перед недостойным стать королем, так что не мог он остановить их и обрушивались на него те кони. Королевский плащ лежал в той колеснице, что всякий раз был велик недостойному власти над Тарой. Два стоячих камня были там, что звались Блок и Блуйгне. Лишь перед назначенным человеком расступались они и пропускали между собой колесницу. В конце колесничной дороги был Фаль, и если должно было кому принять власть над Тарой, то вскрикивал он, когда касалась его ось колесницы, так что слышали это все вокруг. Но не раздвигались Блок и Блуйгне перед тем, кто недостоин был королевской власти в Таре, и оставались стоять, так что только боком можно было просунуть между ними руку. Не вскрикивал Фаль от оси колесницы такого человека. Так не приняли они Лугайда Риабндерга после убийства короля Этерскела.
Фаль или Лиа Фаль - знаменитый камень (название фаль связано со значениями "светлый", "сверкающий", а также "изобилие", "знание" и пр.) По легенде, это было одно из четырех сокровищ, привезенных в Ирландию Племенами Дану (Тремя другими были копье Луга, меч Нуаду и котел изобилия Дагды). Сама Ирландия (которую этот камень, несомненно, символизировал) нередко называлась Долина Фаль или просто Фаль.
Ритуальный брак Верховного короля с его землёй заключался в Медовом покое — главном пиршественном зале Тары; сама Тара также по своему устройству воспроизводила сакральное деление Ирландии — вокруг главного Медового покоя было четыре зала, ориентированных по сторонам света и олицетворявших четыре главных королевства страны. Устройство центрального покоя повторяло эту схему, отводя места представителям четырех королевств вокруг возвышения для правителя Тары.

Лиа Фаль сохранился до наших дней. Его высота - примерно по грудь взрослому человеку. В целом же от древней столицы почти ничего не сохранилось - площадки, окруженные земляными валами (самая крупная - диаметром около 260 м), небольшой земляной курган...

Здесь, например, как предполагается, был легендарный Медовый покой.
читать дальше?

* * *

Считается, что именно в одной из скел впервые встречается упоминание лепреконов - магических созданий, редко упоминаемых в скелах, но впоследствии популярных в ирландском фольклоре.
читать дальше?

@темы: Мифология, мистика, легенды, Историческое или вроде того, Европа

13:33 

Шинсенгуми и Бакумацу: худ.лит. по теме

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Продолжая разгребать черновики, вспомнил, что хотел составить список известной мне художественной прозы по Бакумацу и Шинсену. Список получился очень маленький - в сущности, он включает только имена двух писателей, - но их произведения по этим темам были экранизированы (некоторые - неоднократно), так о фильмах на шинсено- и бакумацу-тематики тоже едва ли получится говорить, не вспоминая эти имена.

Первый из писателей в особом представлении не нуждается: Сиба Рётаро (наст. имя Тейичи Фукуда; 1923 – 1996) - написал за свою жизнь более 40 книг, был удостоен 6 наград. Известность получил как автор исторических романов, произведения которого были главным образом посвящены истории Японии и Восточной Азии. На английский переведена только примерно 1/10 его работ; переводов на русский, насколько я знаю, еще меньше, и выполнены они не по оригиналам, а по оф. английским переводам.
Писать книги Сиба начал после Второй Мировой войны. Первой его работой был "Замок сов" - роман о ниндзя. Книга была опубликована в 1959; в 1960-м Сиба получил за нее Премию Наоки. Роман был дважды экранизирован под названием "Замок сов" или "Совиный замок" - в 1963 и 1999-м гг
Мне известны четыре его романа о Шинсене и/или Бакумацу:
1. Одно из наиболее известных произведений Сиба: Ryōma ga Yuku (букв. "Рема идет своим путем") - исторический роман о - как легко понять х) - Сакамото Рема и его роли в истории Японии; впервые публиковался в еженедельном журнале в 1963–66. "Ryōma ga Yuku" - самое популярное произведение Сиба в Японии; на настоящий момент продано более 21,250,000 экземпляров. Книга была экранизирована; наиболее заметная экранизация - тайга-дорама от NHK.
2. Moeyo Ken 燃えよ剣 , ("Пылай, о меч/Пылающий меч") - роман о жизни Хиджиката Тошидзо. Первая публикация - в еженедельном журнале с 1962 по 1964 г. Роман тоже был популярен (хотя и не так, как "Рема"); суммарно было продано, если я ничего не путаю, около 14 млн. экземпляров. Первая экранизация романа - сохранившая его название - вышла на экраны в 1966 г. Вроде, были и другие экранизации, тайга-дорама от NHK в т. ч. Оф. переводов на английский и русский, судя по всему, нет, но существует неофициальный перевод на русский нескольких глав, сделанный по опять же неофициальному переводу на английский.
3. Saigo no Shōgun 最後の将軍 (1967) - "Последний сегун" - роман о жизни Токугава Ёсинобу, последнего сегуна этой династии. Единственный роман Сиба по бакумачной тематике, переведенный на английский и на русский.
4 Shinsengumi Keppuroku 新選組血風録, ("Записки о кровавых деяниях Шинсенгуми"). Когда была впервые опубликована эта книга - тема которой, думаю, понятна :) - я не знаю. Но экранизирована она была как минимум трижды: первый сериал вышел на экраны в 1966-м, затем были экранизации в 1990-х и в 2011. Сюжет книги, судя по всему, представляет из себя рассказ о различных эпизодах из жизни членов отряда - в первую очередь, таких заметных, как Хиджиката, Окита, Сайто или Кондо.
Возможно, кстати, что книги Ретаро Сиба являются источником каких-то устойчивых мнений о Шинсене и Бакумацу и/или определенных тенденций в шинсено-поп-культуре и фан-культуре. Но об этом лучше судить тем, кто прочитал эти книги и знаком с обширным историческим материалом по теме.


Также, говоря о "шинсено-поп-культуре" стоит упомянуть Джиро Асада. (1951; наст. имя - Коджиро Ивато). Это популярный японский писатель, за 14 лет написавший более 70 произведений. Он получил 4 награды; 17 его произведений были экранизированы, включая те две книги "про Шинсен", о которых будет речь ниже.
Mibu Gishi Den 壬生義士伝 - "Последний меч, обнаженный для битвы" (в англ. переводе - ‘When the Last Sword is Drawn’, в рус. переводе - "Последний меч самурая" ) - роман о талантливом мечнике и инструкторе кендзюцу Шинсенгуми, Канаширо Йошимура. Одним из главных персонажей романа является также Сайто Хаджиме, который сперва неприязненно относится к главгерою, но затем начинает его уважать. В 2003 году роман был экранизирован. Фильм Mibu Gishi Den получил несколько наград от Japanese Academy Awards, в частности, награду в номинации "Лучший фильм". Киичи Накаи, игравший Канаширо, был награжден как лучший актер, а Коичи Сато, игравший Сайто, - как лучший актер второго плана. Кстати, это единственная известная мне экранизация книг "про бакумацу" из этого списка, где я точно знаю о наличии перевода на русский ) Хотя качество официального перевода местами вызывает... э-э... удивление. Например, зачем называть жену главгероя Шизой, хотя в оригинале ее по-японски словами через рот Шинзу зовут, я так и не понял. А Японией в эпоху Эдо согласно этому переводу управляли шигуны ТокИгава ))
Судя по фильму, исторический Шинсен как таковой не играл для автора особого значения: читать дальше?


Традиционно скажу спасибо за возможные исправления и дополнения. )

Если кто-нибудь подскажет, как вставлять код для бакумацу-обзоров - скажу спасибо тоже

@темы: Шинсенгуми, Про литературу, Про кино, Бакумацу

14:30 

К первому апреля... ))

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Вместо предисловия: Года три назад я написал парочку шуточных стилизаций под названием "Пятеро из Мибу" - "пересказ" "Волков Мибу" и шинсеноматчасти в стиле "Трое из Простоквашино" Э. Успенского. Сочинились "первая глава" и "вторая глава" стеба, а с продолжением как-то не заладилось. А на днях я, просматривая черновики, увидел отрывок продолжения и решил все-таки опубликовать к первому апреля. х) И, скорее всего, это будет "последняя глава". )


А Сайто после войны под надзором жил. Семью завел, торговал помаленьку. Грустил только сильно. Каждый вечер среди бутылочек с сакэ сидел и грустил. И вот однажды на улице сильный дождь идет, сидит Сайто и слышит – кто-то в дверь стучит.
- Кто там? – Сайто спрашивает.
- Свои.
- Свои все на том свете давно, - Сайто говорит. – Одни чужие шастают, в полицию пойти уговаривают. Не буду дверь открывать!
- А мы и так войдем, - из-за двери отвечают. И входят. Трое. В командирских хаори. Сайто на них так и уставился во все глаза. То на них, то на бутылочки из-под сакэ смотрит.
- Работать и на том свете можно, Сайто-сан, - Яманами говорит. – Нас вот в духи-хранители записали. Отряд сформировали заново. Мы теперь Кансай от демонов и злых духов защищаем. А еще от мора или там бедствий стихийных, как положено.
- Вы вот торговлей занялись, - Хиджиката говорит. – Хотите, мы к Эбису-ками-сама с прошением обратимся? Первейшим купцом Японии вас сделаем.
читать дальше?

@темы: Шинсенгуми, Схулиганилось, Проза, Волки Мибу

19:15 

Танец простотак )

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез


Многие его, возможно, уже видели на экране или вообще "вживую", но я его все равно здесь оставлю. ) Потому что они не только классно танцуют (целый коллектив кажется единым инструментом, двигающимся в потоках музыки). У них еще и улыбки во время танца очень искренними кажутся. А это не каждый сможет - так искренне и зажигательно улыбаться, такой технически сложный танец исполняя. Создается ощущение, будто им действительно нравится танцевать. )

@темы: Видео, Танцы, балет, красивое-спортивное

19:01 

По поводу сразу двух дат...

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Поздравляю всех, связанных с театром и/или культурой в целом. :flower:

Желаю много творческих успехов! :red:

13:57 

Немного момиджи )

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Скоро апрель, а я осенние клены пощу. ))
Дело в том, что смотрел я вчера одну корейскую дораму... и поймал себя на том, что смотрю не на персонажей, а на пейзажи. )) Алые осенние клены, освещенные солнцем, так прекрасны! х)) Раньше я на это как-то и внимания не обращал... Так что здесь будет мини-подборка видео-пейзажей с осенними японскими кленами. Чтобы помедитировать на красоту насмотреться вволю и не высматривать клены специально в дорамах. х))

Киото осенью: буддийские храмы, синтоистские святилища и парки. Для созерцания помимо кленов имеются вода, бамбук и другие пейзажные симпатичности.



Осень в Хаконэ (где находятся знаменитые горячие источники, а также есть прекрасные осенние пейзажи)



Осенние клены в садах храма Тофукудзи в Киото. (Построен в 1236 г, один из "пяти великих храмов Киото") Цветовая гамма просто потрясающая, ИМХО. ) Хотя в песне, сопровождающей видеоряд, кажется, вообще ни слова про листья клена нет, а вот про цветы и сакуру поется х)



Ну и печенек себе в запись! ))

@темы: Япония, Растения и животные, Вокруг света, Видео

15:17 

Проза про чибиков из "Камелота" )

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Как бы предисловие )) : Упорка по артуриане иногда дает своеобразный "побочный эффект". Например, я только сейчас начал задумываться о масштабах историческо-литературной вселенной, составляющей классическую артуриану, где нашлось место и историческим хроникам на латыни, и кельтской поэзии и прозе раннего Средневековья, и куртуазным романам, и реалиям эпохи "аллитерационного Возрождения", и много еще чему. И, соответственно, только сейчас я стал замечать в "Камелоте" отсылки к разным элементам артурианы, не замеченные раньше, и задумываться о том, какой была в контексте этого огромного мира артурианы не показанная на сцене жизнь персонажей. Их предыстория, например. А если меня что-то интересует, а инфы нет, я сам могу что-нибудь придумать. :) А первым делом по старой привычке в голову приходит что-то не очень серьезное, само собой. Так что иногда тут, наверное, будут появляться стебчики о персонажах "Камелота" в детстве. :) Вот счас публикую две главы. ))
Хотелось еще про маленьких Акколона и Ланселота написать, но пока глава не пишется. ( Так что третья глава - про них двоих - будет отдельно и позже )


I

Где-то в Ирландии.
- Мам, я вернулся! :)
- Отлично! Голову врага из битвы принес?
- Нет. (((
- Чему тебя только учил твой отец, мир его праху!
- :small:
- Ладно, давай, рассказывай, как все прошло.
- Плохо. (( Норманны на нас бежали и орали, а потом я одному тощему, который на меня кинулся, копьем по ногам ударил и ножом в горло ткнул, а потом мне кто-то бок поцарапал, а потом я щитом прикрывался, а потом норманны обратно побежали, а потом король с дружиной приехал и их догонять пустился. И все.
- И все?
- Ага.
- А больше ты ни о чем не хочешь рассказать мамочке?
- Ну-у… Я в бою врагам в глаза не смотрел. Это плохо, да?
- Как сказать… А еще ты о чем должен вспомнить?
- Ма-ам…
- Конмел мак Кормак! Что такого ты сказал о нашем короле, что он мне пожелал «Чтоб у твоего щенка рана в боку загноилась и одним дурнословом в Ирландии меньше стало?»
- Так и сказал?
- :yes:
- Ну-у…Я сравнил его с Кухулином. :shuffle2:
- К-О-Н-М-Е-Л
- Правда! Я сказал «Кухулин служил кузнецу вместо сторожевого пса и стал могучим героем. Может, если наш король кому-нибудь вместо собаки послужит, он тоже наконец-то героем станет? Хотя вряд ли».. :shuffle2:
- Ты!!...
- А чего он как этот самый! Он же со своей дружиной на битву опоздал! Ты представляешь, мам, - он же приехал, когда норманны уже отступали! И половина его дружины даже за ними не погналась – сразу трофеи кинулась собирать! Король, называется… (((
- Ты хоть понимаешь, что ты натворил! Я-то надеялась, что ты вырастешь, достойно себя на совете, охоте и в битвах проявишь и король тебя к себе в дружину возьмет. Твой отец, мир его праху, в землях сидов бы порадовался. А теперь… А теперь скорее уж баньши в королевскую дружину возьмут, чем тебя.
- Ну и что! Не очень и хотелось. Другие короли на свете есть, славнее и достойнее, вот. Я лучше к одному из них на службу попрошусь.
- Ну конечно. А то ведь они, бедные, есть не могут, спать не могут, только думают неустанно – «Когда же это доблестный герой Конмел мак Кормак на службу к нам попросится? То-то счастье бы было! А то ведь нам без него ни одной битвы не выиграть»
- Мам! ((
- Ладно, пошутили и хватит. Иди горячего меда попей и отдыхай. Первый бой все-таки.

читать дальше?


II

Десять лет спустя, где-то в Бретани.
- У-улиен доблестный, во-ойска стена-а
Влага-ами волон наколмил на валах клепостных!...
- Да когда же он заткнется-то,а!
- Я думал, хуже того разгрома, что учинили нам саксы в Камбрии, ничего быть не может. Оказывается, может.
- Ко-ольцедалитель с могучей луко-ой,
Со-ол впеледи всех в слазенье кололь.
- О мой король, принцу всего четыре года. Не слишком ли он мал, чтобы учиться петь и играть на лире?
- Самый раз! Чем раньше начнет, тем раньше всему научится. Вы только послушайте, какой сильный голос! :)
- :-( Да уж…
- Он станет прославленным бардом! )))

читать дальше?

@темы: Юмор, стеб и им подобное, Проза, "VALENS MILES" aka Камелот"

15:24 

Ирландский прозаический эпос: многаслов

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Ирландские прозаические сказания сами ирландцы называют "скела" (scela) - "повесть". В Новое время их также стали называть сагами из-за сходства стиля и формы с исландскими сагами.

I

Сюжеты скел, как правило, основаны на мифах о сверхъестественных созданиях либо на преданиях об исторических личностях и событиях (при этом у исторических личностей вполне могут быть вымышленные - и зачастую очень популярные - соратники и современники, а причины исторических событий могут объясняться сверхъестественными явлениями).
Когда в VI веке до н. э. кельты со своей первоначальной родины, находившейся в западных областях нынешней Германии, пришли в качестве завоевателей на Британские острова, они нашли страну заселенной первобытными племенами. Эти последние — пикты, атекотты, каледонцы и другие, — вероятно, были родственны иберам, занимавшим в доисторические времена Пиренейский полуостров и значительную часть Галлии. Покорив и ассимилировав их, кельты, в свою очередь, сами подверглись сильному их влиянию. Это выразилось в заимствовании некоторых бытовых черт и воззрений, неизвестных кельтам; в поэзию кельтов проникло немало преданий пиктов. При этом благодаря ряду культурно-исторических особенностей именно в Ирландии мифологическое наследие кельтов сохранилось лучше всего. Время создания скел с мифологическими сюжетами трудно установить точно, но сюжеты, зафиксированные в самых ранних из найденных рукописей, созданы не позднее 6-7 вв. Также для создания скел щедро предоставляла материал историческая реальность: так, их персонажами являются короли, правившие в Ирландии с 1-го в. до н. э. до 8-го в. н. э.
В V веке Ирландия была обращена в христианство отчасти благодаря миссионерской деятельности святого Патрика (который сам стал впоследствии персонажем многочисленных преданий и легенд). Процесс христианизации проходил вполне мирно, на протяжении веков элементы христианства и язычества спокойно сосуществовали рядом. Тем не менее принятие христианства повлияло и на "литературную судьбу" скел.читать дальше?

II

С самого начала скелы сложились в прозе. Но вскоре их авторы, а вслед за ними и рассказчики стали вставлять в прозаическое повествование ради его оживления и эстетического эффекта обычно небольшие, но иногда довольно обширные отрывки в стихах. Но в стихах передаются исключительно либо моменты высшего драматического напряжения, либо речи действующих лиц — притом лишь тогда, когда они достигают высокого пафоса. Мы нигде не встретим сколько-нибудь связного изложения событий в стихах. Нет сомнения, что все они вторичного происхождения и носят чисто декоративный характер. В них филиды нашли применение своего искусства в «высших» видах лирики. С течением времени число стихотворных вставок увеличилось вплоть до того, например, что в некоторых частях эпопеи «Угон быка из Куалнге» они образуют чуть не половину текста. В разных версиях, при полном тождестве прозаического текста, стихотворные вставки бывают весьма различны, а иногда и вовсе отсутствуют. Это касается главным образом таких «типических» мест, как описание пиров, вооружения, сражений и т. п., для которых существовали традиционные формулы и которые переносились из одной саги в другую.
Объем скел, за редкими исключениями, невелик: каждая из них могла быть рассказана в один зимний вечер. Все они имеют эпизодический характер. Правда, делались попытки создать обширные, монументальные эпопеи, и до нас дошли две-три повести огромных размеров и широких по замыслу; одна из них — «Угон быка на Куалнге». Но попытки эти явно искусственны. Композиция этих повестей крайне слаба, и они отчетливо распадаются на ряд отдельных эпизодов.
* * *

Количество сохранившихся скел огромно. В одном тексте X века сохранился список названий ста шестидесяти одной скелы, которые возникли до 650 года, а если привлечь другие свидетельства, то число это может быть доведено до двухсот семидесяти восьми. Общее количество историй, которое должно было быть известно высшему по рангу поэту-филиду – олламу - определено в 350. 250 из них считались "главными" (prim-scela), a 100 – "вводными" или "предшествующими" (remscela). Это первый из принципов классификации саг, которого придерживались филиды. Вторым принципом было деление саг по сюжетам: сватовство, похищения, разрушения, видения и т.д. Уже в Новое время к ним добавился третий принцип: отнесение саг к одному из так называемых циклов – мифологическому, уладскому, циклу Финна/фианы/Осеана и историческому, или, иначе, королевскому в зависимости от персонажей, находящихся в центре повествования, и темы сюжета.
* * *

Мифологический цикл сохранился наименее хорошо изо всех четырёх циклов. Главными героями скел, относящихся к этому циклу, являются как правило сверхъестественные создания - Племена богини Дану (Туата де Дананн), в число которых входят различные кельтские божества, и фоморы. (И тех, и других называют также сидами). Известные скелы цикла — «Видение Энгуса», «Сватовство к Этайн» и «(Вторая) Битва при Маг Туиред».
Истории, которые обрамляют или дополняют сюжеты Мифологического цикла, содержатся в «Старине мест» и «Книге захватов Ирландии».
«Старина мест» — грандиозная работа по ономастике ранней Ирландии, излагающая легенды о названиях различных памятных мест. Она включает в себя информацию о персонажах и историях мифологического цикла - например, рассказывает о битве при Тальтиу, в которой Туата де Дананн были побеждены милезийцами, и включает короткий, как сказали бы сейчас, вбоквел, дополняющий скелу "Сватовство к Этайн".
читать дальше?

III

Как и говорилось выше, формирование значительной части скел проходило в течение 1-го тысячелетия н. э. и было практически завершено к 10-му веку. Поэтому картины жизни, рисуемые в скелах, дают представление о традициях, обычаях и быте ирланцев языческой и раннехристианской эпохи, особенно 3-го-7-го века (с учетом общей консервативности общества, эта картина не очень менялась в течение столетий).
Хотя социальное устройство общества во многом напоминало архаичный родо-племенной строй, это не подразумевало отсутствие твердого законодательства. Наоборот, существовала сложная правовая система, которая блюлась особой коллегией судей. Обширный сборник гражданского права, дошедший до нас, был составлен, по преданию, еще в 438 году. В нем излагались не только узаконения и формы правосудия, но и нормы всех социальных отношений вообще. Кровная месть уже заменена во всех случаях (впрочем, лишь в законе, но не всегда, конечно, в быту) пеней-выкупом, тщательно таксированным. Единицей цены в ту эпоху натурального хозяйства являлась рабыня или, как эквивалент ее, три коровы.
Население распадалось на три класса: 1) «благородные», 2) «свободные», подразделявшиеся на обладавших и не обладавших собственностью, и 3) рабы. Последние происходили большей частью из туземных племен, покоренных пришельцами-кельтами, и пополнялись из числа военнопленных. Свободные имели кое-какие политические права. Именно: в определенные сроки, обычно раз в год, в главных центрах всех пяти королевств происходили общие народные собрания, чаще всего связанные с ярмарками. Здесь, наряду с играми, состязаниями и другими увеселениями, обсуждались важнейшие дела и утверждались новые законы. Впрочем, голос народа имел лишь моральное значение и король (князь) был волен ему не подчиняться.
читать дальше?


IV

Старейшая из сохранившихся рукописей на ирландском языке, содержащих скелы, — «Книга Бурой Коровы» (Lebor na hUidre, кон. XI — нач. XII вв.), получившая своё название за пергамент, на котором была написана. Название книги связано с легендой о том, что она написана на шкуре любимой коровы святого Киарана, которая сопровождала его в школу. Хранится в библиотеке Ирландской королевской академии.
читать дальше?

Источники: А.А.Смирнов, С. Шкунаев, Ю.М.Сапрыкин “История Ирландии”, Мелетинский Е.М. “Кельтский эпос", Вики. За дополнения или исправления, если где-то что-то не так, традиционно спасибо скажу. )

@темы: Про литературу, Мифология, мистика, легенды, Ликбез, Историческое или вроде того, Европа

09:21 

О рыцарском, из флуда

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Тристан из Лоонуа, впервые появляясь в легендариуме: - Народ, мне нужна помощь. Какими характерными чертами должен обладать наигероичнейший из героев и наипервейший из рыцарей? Банальное и очевидное вроде "Побеждать всех в битвах" или "Быть образцом вежливости, отваги, доброты и благородства и средоточием всех талантов" очень прошу не упоминать. )) Какие предложения?
Гавейн: - Ну, если "банальное не упоминать"... Быть сыном сестры прославленного короля, наверное. Если у прославленного короля есть исторический прототип - так вообще круто.
Кухулин: - Плюсую, Гвальхмаи дело говорит.
Зигфрид (для скандинавов Сигурд): - Дракона завалить. История любви с трагичным финалом - ну, чтоб и он, и она умерли. Если она выйдет за другого, а он будет женат на другой, - это тоже доп. бонус. Ну и от зачарованного напитка в биографии тоже вреда не будет.
Ланселот: - Влюбиться в жену короля, вассалом которого являешься. Тру лав, единственная любовь, служение Прекрасной Даме, адюльтер и все такое.
Тристан: - Минуточку... Помедленнее, пожалуйста, я записываю... Народ, спасибо всем большое, вы мне очень помогли! :) - убегает с блокнотом.
Гавейн, обеспокоенно: - Я тут подумал... Он же не собирается все это сразу делать, да?
Ланселот, пожимая плечами: - А хрен его знает.

@темы: Юмор, стеб и им подобное, Про литературу, Мифология, мистика, легенды, Европа

09:01 

Китайская лапша ин прогресс

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
На определенном этапе приготовления это похоже на жалюзи или занавесы из лапши )

20.03.2016 в 03:01
Пишет AnchorPoint:

За тем, как другие работают, можно смотреть бесконечно...

très belle video sur la fabrication traditionnelle des nouilles Chinois, accompagné d'une magnifique musique

Posted by Phan Chi Tam on Thursday, 10 March 2016


URL записи

@темы: Видео, Китай

13:03 

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Ирландское гадание ко Дню святого Патрика

Что скажет тебе Ирландская мудрость?

Как ни странно, в настроение.

@темы: Тесты, гадания, гороскопы

15:35 

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
17.03.2016 в 11:10
Пишет Diary Tips:

Вставка музыки в дневник
В связи с тем, что сайт pleer.com, который большинство выбирает для вставки музыки в дневник, в скором времени будет заблокирован на всей территории РФ, предлагаем пользоваться различными альтернативами. Например, Яндекс.Музыкой: music.yandex.ru

Принцип тот же: нужно скопировать HTML-код в тело записи.


Если хочется изменить внешний вид плеера, воспользуйтесь настройками ("колесико").

На выходе получается:


Обзор других плееров можно посмотреть тут, здесь или по тэгу Вставка музыки. Правда, с той поры многие сайты перешли на код <iframe>, а это значит, что наш программист должен разрешить вставку оттуда (мы учтем ваши пожелания).

Если вам известны другие варианты удобных плееров, делитесь в комментариях, пожалуйста.

URL записи

@темы: Сетевое

18:52 

Средневековые разности )

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Читаю разные книжки, так или иначе связанные с артурианой. В книжках или примечаниях к текстам встречаются детали, которые с артурианой не особо связаны, но интересны сами по себе, поэтому тащу их сюда. )) Если где-то есть неправильности и неточности - скажу спасибо за поправки. ))


В легендарном Бросселиандском лесу в Бретани (том самом, с которым предание связывает имя Девы Озера, воспитавшей Ланселота, свидания Мерлина с его возлюбленной, волшебницей Вивианой, и имена многих других достославных личностей) был источник с названием Барентон. Сейчас на его месте находится обложенный камнем бассейн, ключевая ледяная вода в нем вдруг «закипает, оставаясь при этом холодной». Рядом лежит «каменная плита Мерлина», которая способна вызывать ливневые грозы. В «Хартии обычаев и традиций Броселиандского леса» («The Charter of Usage and Customs of the Forest of Broc'eliande»), составленной в 1467 году, писалось о том, что владел источником Ги де Лаваль, лорд Компе, и только он имел право вызывать бури.
Вот они - наследственные привилегии :)

Название Шервудского леса, знакомого большинству людей по сюжетам о Робине Гуде, происходит от двух слов: sherwood означает лес (wood) в пользовании у всего графства (shire), «общий лес». И, стало быть, такое название могли носить леса в самых разных местностях. (И Робин Гуд сотоварищи бегали по самым разным лесам. )) Более того, раз лес находился в общинном пользовании, то и за охоту/рубку дров и т. п. действия на его территории простонародье, вроде, не наказывали, - а вот за аналогичные действия в лесах, принадлежавших знати или монастырям, наказывали, и вполне - покушение на право собственности как-никак. И жить в таком "общественном лесу" с разбойной ватагой было проще. ))

В Ирландии лишь в 697 году, по настоянию аббата Адамнана, был принят закон, освобождающий женщин от военной повинности.

В ирландском юридическом трактате «Крит Габлах» (VIII век) сохранилось описание распорядка дня короля: «Воскресенье — для питья пива, ибо тот не истинный правитель, кто не дает своим людям пиво каждое воскресенье; понедельник — для судебных дел, для разрешения споров; вторник — для фидхелла (игра наподобие шашек, в Уэльсе называлась «гвидвилл»); среда — для псовой охоты; четверг — для супружеского общения; пятница — для верховой езды; суббота — для беседы». Все упорядочено, в общем. :)

Honi Soit Qui Mai Y Pense - "Пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумaет". Кaк глaсит легендa, когдa aнглийский король Эдуaрд III тaнцевaл нa бaлу с Джоaн, грaфиней Солсбери, у нее упaлa подвязкa от чулкa. Эдуaрд поднял подвязку, повязaл ее себе нa ногу и предостерег присутствующих от нaсмешек, скaзaв эту фрaзу. Онa и стaлa девизом Орденa подвязки.
Современные исследовaтели полaгaют, что вряд ли этот эпизод стaл поводом для основaния Орденa. Вероятно, под подвязкой имеется в виду ремешок, которым прикреплялись детaли доспехов: его могли счесть подходящим символом брaтствa рыцaрей, посвятивших себя служению родине. Девиз же Орденa может быть ответом противникaм Эдуaрдa, претендовaвшего нa фрaнцузский трон.

В эпоху развитого Средневековья в Западной Европе по-настоящему красивым считался светлый цвет волос (не случайно белокурая Изольда описывается как одна из прекраснейших дам мира, а у королевы Гиневры в поэмах и романах, как правило, золотистые волосы). Если в средневековом романе появлялся темноволосый персонаж, можно было смело считать его второстепенным, как и сюжетную/любовную линию, связанную с ним). Дискриминация, однако :)

У кельтских народов понятие "высокой литературы" и "ученой деятельности" было изначально связано с тремя группами лиц: жрецами-друидами, филидами и бардами (поэтами и певцами). В населенных бриттами центральных и южных областях Британии, а также в Уэльсе, рано распространилось христианство, поэтому друиды и филиды как социальные группы исчезли довольно быстро, а вот творчество бардов (не путать с бродячими менестрелями! барды на это наверняка обижались!) существовало долгое время и занимает сейчас заслуженное место в списках британской классики.
Cynfeirdd или «древние барды», жившие в VI–XI веках, принадлежали, судя по всему, к весьма знатным фамилиям - в их числе называется король Лливарх Хен (Старый), который был в VII веке изгнан англосаксами из своих владений и в изгнании сочинил множество элегий, оплакивавших утраченную родину и погибших родных. Другие легендарные барды той эпохи - Анейрин и Талиесин, свидетели или современники упомянутых в хрониках известных сражений эпохи; их имена связаны с историческо-легендарными личностями - вроде Уриена, который громил саксов в исторической реальности и был "осчастливлен" браком с Морганой в легендариуме; они неоднократно упоминаются в средневековых поэмах и сказаниях и стали персонажами легендариума - вроде той же артурианы. Правда, из их произведений уцелело очень немногое.
Их сменили «не столь древние барды» (Gogynfeirdd), называемые также «бардами князей» (Beirdd yr Tywysogion). Стихи этих поэтов, живших при дворах валлийских правителей, написаны довольно архаичным языком, в основном, в старых жанрах элегий и од. В 13-м веке появились «барды знати» (Beirdd уr Uchelwyr), жившие, как легко понять, при дворах знатных людей в условиях утраты Уэльсом независимости. В их творчестве использовались фольклорные темы и образы и новый стихотворный размер. Можно сказать, что статус бардов и их творчества постепенно снижался с изменением общества - от занятия королей до придворных певцов местной знати, но окончательно их искусство угасло лишь в XVII веке.
Барды средневекового Уэльса были разделены на несколько рангов. Выше всего стоял pencerdd, «глава песни», который воспевал короля и жил в его дворце вместе с подручными бардами. Пенкердд должен был знать наизусть 350 сказаний (chwedlau), мастерски владеть двадцатью четырьмя поэтическими размерами, играть на арфе и круте (подобие лиры). Положение его было так высоко, что еще в XII веке бард Киндделу мог гордо заявить своему покровителю Рису ап Грифидду: «Без моих речей ты нем!» Ниже пенкердда в иерархии располагались дружинные барды (bardd teulu), а еще ниже — странствующие барды (cerddorion). Квалификация бардов, необходимая для перевода их в следующий ранг, подтверждалась на периодических поэтических состязаниях — эйстедводдах. За пределами бардовского сословия находились бродячие менестрели, которых барды называли «мышами»: они развлекали не только знать, но и простой народ, не соблюдая освященных веками поэтических форм.
В Ирландии старые традиции сохранялись дольше, но и там общество постепенно подвергалось изменениям.
читать дальше?

@темы: Разные разности, Про литературу, Лингвистическое, Ликбез, Историческое или вроде того, Европа

23:09 

Репощу для ПЧ на всякий

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
08.03.2016 в 22:57
Пишет AnnetCat:

Упс((
08.03.2016 в 21:27
Пишет Волчица Юлия:

Тем кто работает-живет на оранжевой ветке!
Московское метро закроет две станции из-за ЧП на "оранжевой" ветке
Две станции московского метро закроют 9 марта, чтобы обеспечить нормальную работу Калужско-Рижской линии после недавнего ЧП.
По информации пресс-службы метрополитена, завтра с 7.00 до 21.00 не будут работать станции "Шаболовская" и "Академическая". Со станций "Новоясеневская" и "Ясенево" в это же время нельзя будет ухать в сторону центра, сообщили в пресс-службе метрополитена. На такие меры пришлось пойти, чтобы избежать скопления людей в подземке в часы пик. С "Новоясеневской" и "Ясенево" уместнее всего будет переходить на Бутовскую линию, чтобы потом попасть в центр по "серой" ветке. С 6 до 21 часа пассажиров будут возить бесплатные автобусы "М". Организовано два маршрута: "Теплый Стан" - "Тропарево" и "Теплый Стан" - "Октябрьская". Они будут останавливаться у станций метрополитена.
читать дальше
rg.ru/2016/03/08/reg-cfo/moskovskoe-metro-zakro...

URL записи

URL записи

16:50 

intel111111, приветствую ))

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
На тему, которая, судя по всему, является предметом нашего общего интереса, я в последнее время редко что-либо пишу, но планирую в будущем писать больше. )) А пока печенек и котиков вам во ф-ленту. :)




16:44 

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Уважаемые ПЧ! Сожалею, что в последнее время пишу на Дневниках реже, чем обычно, и из-за этого не успеваю или забываю поздравить вас с праздниками. ((
Поздравляю всех именинников февраля и начала марта и всех, кто празднует 23 февраля или 8 марта, с праздниками и желаю всего наилучшего. :)

18:04 

Из сети, литературное х)

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
1. Цитаты из фиков, унес с сокращениями и парой собственных комментариев. Не знаю, кто почти все эти люди, но фразы внушают сами по себе )

28.02.2016 в 03:58Пишет Мышь Таисья:

«...и помпездно скрылся в нутрии»
Очередная подборка перлов и опечаток из фанфиков. Собирал и комментировал — Berg.

«Дисклеймер: всех имеет Дж.К.Роулинг» (Воистину так!)

«Рёбра тяжелыми обручами падают на пол с ужасным грохотом, и дышать становится намного легче». (Нафиг кости, свободу внутренним органам!)

«Он спал по восемь суток в день» (...но все равно не высыпался)

читать дальше?


2. Сумев стиль текста заценить, влекомый обаянья силой (или Силой? х) ), не смог сей стиш не утащить: не про Онегина, но милый. )
АПД: Лишь три главы явилось взору пока на сетевых просторах, но, верю, не придется ждать, чтоб продолжение читать. Ведь главы эти, в коих дышит... э-э... простором звездным каждый стих, смотрю, быстрее автор пишет, чем я здесь копипащу их. )) И пусть другие устремленья влекут меня уже давно, но во френдленте продолженье читать я буду все равно. )

Увидел у КПД и AnnetCat

Глава 1
«Мой дед Галактикою правил,
хотя лишился рук и ног.
Он уважать себя заставил -
Когда б не дерзостный эвок,
Была б Республике наука!
Ведь, боже мой, какая скука
Долдонить мантры день и ночь
И в ступе жидкости толочь!
Какое низкое коварство –
Живые чувства подавлять,
Контрастным душем плоть смирять,
В компот подмешивать лекарства,
Вздыхать и бормотать во сне:
«А вот на Темной стороне...»

читать дальше

@темы: Юмор, стеб и им подобное, Стихи, Разные разности, Не свое, Нарочно не придумаешь, Star Wars

17:34 

)

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
17:02 

Страдаю флудерством

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
16:38 

Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Себе на память - надо будет у хлебобулочностей состав внимательно читать.

В Российском зерновом союзе рассказали о случаях использования фуражной пшеницы, которую выращивают на корм скоту, при выпечке хлеба. "Ни для кого не секрет, что фуражная пшеница привлекается для производства хлеба", - заявил президент РЗС Аркадий Злочевский.
В настоящее время в России разрабатывают новый ГОСТ, который позволит печь хлеб из муки пятого класса. На данный момент ее разрешается выращивать только на корм скоту или в технических целях. Новый ГОСТ, по словам Злочевского, "закрепляет действующее положение вещей в нормативных документах".
По словам эксперта, фуражную пшеницу пятого класса используют при так называемой бодяге. "Берут улучшители, какой-то объем пшеницы четвертого класса, домешивают что подешевле и за счет улучшителей получают помольную партию", - пояснил глава РЗС, слова которого приводит "Интерфакс".


http://www.newsru.com/russia/24feb2016/hleb.html

Ну и напишу уж от себя про "ухудшение качества хлеба в последнее время".
Во-первых, вполне реально, это зависит от региона или вообще от конкретных производителей, но я не могу припомнить, когда я за последние несколько лет покупал белый хлеб, который не крошился бы и не рассыпался бы крошевом при попытке его нарезать. В последние годы вообще стараюсь из-за этого брать только нарезной хлеб. То ли на яйцах при выпечке капитально экономят, то ли еще что-то, но вот так дело обстоит. Не "рассыпчатый" хлеб не помню когда последний раз видел - в начале двухтысячных, кажется. )
А вот насчет пасхальной выпечки вроде пасхи и куличей - точно помню, что даже в детстве, в 90-е, когда родители ее покупали, с трудом мог осилить хоть кусочек - она была такой пресной на вкус. И эти вкусовые характеристики остались неизменными до последнего времени. А вот в прошлом году знакомые угостили нас пасхой домашней выпечки, и мы ее умяли моментально - такой вкусной она показалась. Наглядный пример того, что бывает, когда не экономят на качестве. :)
Ну а про нарезной хлеб не могу сказать, что он как-то заметно ухудшился - вроде, какой был, такой и остался. Хотя после этой новости буду внимательнее к составу продукции, конечно. Сочетание хронического гастрита с хроническим панкреотитом к гастрономическим тонкостям вроде муки из фуражной пшеницы не очень-то располагает. ((

А во-вторых - если смотреть на уровень потребления продуктов, то в первую очередь в супермаркетах разметают муку, плавленые сырки и всякие рожки и макароны с вермишелью. С ними вечно полки пустые или полупустые. (Год назад почти пустыми или полупустыми были полки с сырами, но тут не знаю - вполне реально, дело было в торговом эмбарго, а не в уровне спроса) Так что, вполне реально, народ на самостоятельное изготовление мучных изделий потихоньку переходит. Но вот насчет "В России одни из самых низких в мире цен на хлеб", как в статье сказано... Не буду врать, я не изучал продуктовые корзины населения мира, но об уровне средних пенсий и зарплат в России в целом и в нашем регионе в частности имею представление. И разметают с прилавков в первую очередь сырки и вермишель, полагаю, вовсе не потому, что у людей попросту вкус плохой и они прилично питаться не хотят. Так что если вдруг вырастут цены на муку, например, то, скорее всего, упадет спрос на хлеб и вермишель и вырастет спрос на картошку. Только и всего. )

@темы: Наша жизнь

Yellow submarine #6

главная