лейтенант Немо
Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Посмотрел фильм 47 ронинов (Chushingura - Hana no maki yuki no maki) за 1962 год.

В японском синематографе верных ронинов, судя по всему, помнят и любят - например, кино- и телефильмов с 1941 по 2000-е сняли больше полудюжины, а самый первый черно-белый немой фильм о них вообще сняли в 1916-м году. Ну а я впервые что-то на эту тему посмотрел, и фильм понравился. Талантливая актерская игра всех исполнителей, качественно поставленные поединки, достойный бюджет со всеми вытекающими - например, много красивых и качественных декораций, - большое внимание к деталям костюма и антуража, разным моментам постановки - тому, как разные персонажи двигаются, например. Плывущие по воде мимо раскидистых ив фонарики в праздник О-Бон, цветущая весенняя сакура, поединок в заснеженном дворе, изящный внутренний садик с золотыми рыбками и т. п. И сценарий тоже, в целом, понравился. Не могу сказать, что этот сюжет стал одним из вообще самых любимых, но фильм, на мой вкус, красивый, и посмотреть его стоило.
Очень понравились разные детали, отражающие особенности общества и эпохи правления сёгуна Цунайоси в начале 18-го в. Разная длина шлейфов парадных одеяний разных персонажей, отражающая разницу их статусов. То, как горожане кланяются паланкину, в котором несут собаку сегуна. Времяпровождение в веселых кварталах - с шутом-хоканом, куртизанками и девочками-майко, с песнями и танцами. Работа ремесленников, делающих циновки. То, как персонажи-самураи опускаются на колени, увидев каллиграфический свиток, написанный принцем из императорской семьи, - каллиграфия довольно корявая, но простым самураям, удостоенным чести узреть начертанное высочайшей дланью потомка Аматэрасу, подобает взирать на эти письмена не иначе как на коленях. То, как встревожился ремесленник, когда самурай из клана Асано пообещал сделать харакири прямо в его мастерской, если у него откажутся принять заказ, - ведь оскверненить помещение кровью и смертью считалось пагубным, даже если не думать о таких последствиях, как сплетни, вред репутации, бдительное внимание чиновников к месту смерти самурая и вероятная враждебность друзей и родичей убитого. Вцепившиеся в петли внутри каго курьеры с затычками в ртах - при очень быстром движении в дешевых паланкинах трясло так, что можно было из них вывалиться, голова кружилась и мутить начинало... И т. д.
С историческими документами по этой теме я, как легко понять, незнаком. Но трактовка событий в этом фильме, на мой взгляд, получилась интересной - удалось благодаря всего лишь нескольким моментам рассказать историю не о "самурайском самурайстве", а о самурайском вежестве и благородстве. Князь Асано, считающий недопустимым взяточничество; то, как этому самому князю чиновники сегуната, сочувствующие ему, подсказывали, что он может соврать - "я, мол, был в состоянии аффекта" или обвинить Киру в недостойном поведении, спровоцировавшем нападение, а он не захотел врать и других обвинять, чтобы жизнь сохранить; ронины из Ако, которые сперва вызов на бой проорали перед входом в дом Киры перед тем, как напасть, а не просто попытались кого возможно сонными прирезать; те же ронины, которые, порубившись с телохраной Киры, перед Кирой уселись на снегу на коленки - вежливые самураи в присутствии князя, ага - и предложили ему совершить сэппуку, чтобы если не жизнь, но честь сохранить. Молодой гонец, который извиняется перед сбитой с ног паломницей, - ну и что, что она из простонародья, юноша вежливый. Ну и то, как в сюжете следуют разным заморочкам, и даже простонародье хранит верность слову - например, персонаж отказывает любимой сестре в просьбе, потому что поклялся на крови никому не давать важные документы.... а когда сестра начинает безудержно рыдать, выходит из комнаты, где хранятся документы, "забыв" ключ от папки, где они хранятся. И слово сдержал, и сестричку не обидел. х)) А Ойси в одном эпизоде начинает рыдать, не сдержавшись, вспомнив о господине, но сперва просит у собеседника прощения за свою несдержанность. Вот все такое. )) То, что в сюжете в эпизодах показывали мельком разные события, происходившие в правление Цунайоси, вроде визита европейцев, тоже, в принципе, понравилось, - такой намек на то, что месть ронинов из Ако не была единственным событием того времени и происходила на фоне жизни Эдо и судеб страны. Но фильм, конечно, не только про пафос и эпос - там и юмористические моменты есть, а некоторые детали могут современным зрителям показаться забавными чисто из-за несходства менталитетов.
А что не очень-то понравилось - это "спрессованность" сюжета. В трехчасовой фильм включили очень много деталей и персонажей, поэтому индивидуальным персонажам, их взаимоотношениям, отдельным ситуациям уделяется мало внимания; для раскрытия этого формат мини-сериала подошел бы, пожалуй, лучше.
___________

Несколько цитат из флуда при просмотре, себе на память:

- И что сейчас происходит в фильме?
- Ойси Кураносукэ поклялся бросить...
- Пить сакэ и ходить по веселым кварталам?
- Нет, бросить вызов сегунату.
- А бросать пить и к куртизанкам ходить он, видимо, не собирается.
- Похоже, бросить вызов сегунату было гораздо проще, чем бросить пить и ходить к куртизанкам. х)
- Видимо, да. х)

- Какой богатый "набор" оружия в этом поединке - мечи, нагинаты, копья, боевой молот...
- С боевой наковальней по крайней мере никто не пришел.

- Хэппи-энд по-японски: убили Киру и все массово совершили сэппуку.
___________

Верный ронин Асано, пришедший напоследок попрощаться с девушкой: - Любовь моя, я должен сказать тебе правду. Мои чувства к тебе искренни, но я никогда бы не позволил себе встречаться с тобой. И только ради мести князю Кире...
Девушка: - Милый, выходит, наш любовный роман... это только ради мести Кире?
Ронин: - Да. :small:
Девушка, обнимая ронина: - Милый, на твоем месте я бы все мстила и мстила!

О том же:
Девушка, с которой встречается ронин-мститель, приходит к нему с кожаной папкой:
- Здравствуй, любовь моя! )) Я принесла то, о чем ты просил! В этой папке - план нового дома Киры.
Радостный ронин: - Как же я рад тебя видеть! О, я глаз от тебя не могу отвести! Моя ненаглядная, моя дорогая, моя драгоценная... папочка! - бросается к девушке, выхватавает из ее рук и пылко целует папку.

- Значит, у вас своя фехтовальная школа? Почему же вы в ней не появляетесь и все время в тавернах пьете?
- А я хочу всем доказать, что мастерство не пропьешь!

Разговор горожан Эдо:
- Вы слышали? Князь Кира сделал в своем доме секретный ход - я вам завтра покажу, где он наружу выходит. Как, вы еще не знаете? Весь Эдо знает.
- А зачем ему этот ход?
- Потому что сорок семь ронинов Асано составили тайный план отомстить ему за своего господина. Вы что, и об этом не знаете? Уже весь Эдо в курсе!

Старший сын Ойси, разговаривая с отцом: - Отец, ты же знаешь, что я всецело предан идеалам самурая. Первым словом в моей жизни было слово "бусидо".
Ойси: - Сынок, первым словом в твоей жизни было слово "Уа-а-а!"
Старший сын Ойси: - Это правда. Но я предпочитаю думать, что это был боевой клич.

@темы: Про кино, Япония