Итак, как уже упоминалось, композицию презентационной версии я точно не помню. Буду воспроизводить по фотографиям. ) Прошу поправить, если ошибусь.
1. "Что может быть проще дороги"... Два рыцаря шли в город, чтобы вступить в дружину Принца. В роли дороги выступало пространство зала, и это было хорошим приемом.
2. "Выпьем за невесту" - Открывался занавес, и перед нами представал город, где люди во дворце празднуют помолвку Принца...
3 Бал... и просто празднуют на площадях.
4 Явление чумы - и тут приходят незваные гости...
5 «Вашу руку, сударыня»... - и люди начинают умирать прямо на улицах (с)
6. «Общий сбор, закрыть ворота» - ...и поскольку в городе Чума, все, кто жив-здоров, уходят в замок, где старым добрым средневековым способом "запечатывают порог" Чуме.
7 "Кровь" - Два рыцаря в замке времени даром не теряют и беседуют о жЫзни (и заодно тренируются - чума чумой, а курсы боевой подготовки никто не отменял).
8. Монолог Призрака. Вновь использовался зал, теперь предстающий в роли огромного замка, по галереям и переходам которого блуждал одинокий Призрак
никелинизма. ))
9. "Гуляки". Горожане и придворные квасят и ухаживают за женщинами, которые не отказывают кавалерам. В общем, люди рады, что не померли и наслаждаются радостями жизни, пока живы. Эпизод простенький, но спустя много времени почему-то не забылся. Возможно, из-за преобладания не хореографической, а игровой, театральной составляющей, благодаря которой эпизод выглядел живо и реалистично. Плюс искренность исполнения. И еще этот эпизод был таким хорошим контрастом к отчаянию Принца и самоотверженности Невесты.
10 Разговор Невесты с зеркалом - девушка понимает, что больна и должна покинуть замок, чтобы спасти Принца и всех остальных.
11 Диалог Мол. Рыцаря и Невесты - в хореографии было несколько моментов, противоречащих тексту, но по содержанию стихов - один из любимейших эпизодов. Молодой рыцарь встречает невесту и помогает ей незаметно покинуть замок. Также он обещает ей передать Принцу записку с парой "содержательных" слов "Прощай навек", и клянется молчать о ее страшной судьбе и защищать Принца.
12 "Улыбка, щелчок" - не буду врать, что понял, о чем был эпизод. Просто Либрисы танцевали.
13. Первый разговор Принца и Призрака ("Постели шелк не манит отдохнуть..."). Два разговора Принца и Призрака вообще стали самыми запомнившимися в презентационной версии АМ. Некоторые моменты просто в память впечатались, и я реально сожалел, что видео не осталось, и я не могу вновь увидеть и заценить игру исполнителей.
Анарион и Никелина в АМ - это вообще очень интересный момент кастинга. Очень сильные, ответственные и принципиальные люди в ролях... ну, скажем так, слабохарактерных эгоистов. И у них – что уж греха таить – не очень хорошо получалось играть слабохарактерных эгоистов. Но при этом персонажи получались яркими и интересными. Что-то было в этих двоих – то ли жесты и манера двигаться, то ли еще что-то, привносящее в сюжет атмосферу европейского 17-го века. Стальные нервы под кружевом манжет. Эпоха, когда люди не боялись смерти – они боялись грязного пятна на шелковом чулке. )) И эта атмосфера органично вписывалась в средневековый антураж АМ. К тому же эти эпизоды - один из основных узлов сюжетной интриги. А еще они запомнились не в последнюю очередь благодаря детально проработанной сценической движухе. Были там, конечно, элементы вальса, но в целом эпизоды сочетали с танцевальной ритмикой великолепную, почти синематографическую убедительность происходящего. Призрак, являющий Принцу фантом Невесты - "Действительно, зачем теперь вам жить"; Принц, бросающийся к видению любимой девушки - сквозь фантом, и падающий на колени; Принц, пронзающий шпагой бесплотного собеседника - и Призрак, легким жестом обезоруживающий Принца, приставляя шпагу к его горлу - это было просто шикарно, причем достигался этот эффект за счет простеньких сценических приемов. При этом исполнители прекрасно сработали, так что сцендвижуха и актерская игра сыграли значительную роль в обрисовке образов персонажей и их мотивации.
Действительно, Принц Анариона - личность яркая и интересная. У Анариона не очень хорошо получались эпизоды с эротическим подтекстом
(вроде "Моя леди, моя королева", при просмотре так и хотелось сказать: "Меньше спорта, больше секса"). Его Принц - это fin amant, идеальный влюбленный со всеми вытекающими. Достаточно увидеть, как он танцует на балу в честь обручения, не отрывая взгляда от любимой. Для него эта девушка - действительно "счастье и свет глаз". При этом Принц - сильная личность и типичный представитель достаточно жестокой эпохи. Отточенные движения - салют шпагой и выпад... Человек допился до призраков, почти на ногах не стоит, но владение шпагой уже, похоже, на уровне безусловных рефлексов. Человек даже на помолвке с любимой не снимает шпагу с пояса, у него даже в спальне, во время эротической прелюдии кинжал за отворотом сапога. Невольно вырисовывается образ человека, привыкшего, что смерть может подстерегать где угодно - на улице, в бальном зале, в дворцовых галереях, даже в спальне. А раз Принц еще живой и холодное оружие чуть ли не как часть собственной руки воспринимает, значит, сталкиваться с проблемами и решать их, не полагаясь на гвардию-телохранов, ему приходилось не раз. И вот он оказывается в ситуации, когда от него ничего не зависит. Оружие не поможет, умирать смысла нет, но и жить нет смысла тоже. И тут он сталкивается с сущностью из другого мира. Сущностью с сильной волей. И эта сущность предлагает не чего-то там, а вернуть любимую. Причем убедительно доказывает, что законы нашего мира на него не действуют - так, может... И очень интересной получалась внутренняя борьба Принца - наедине с собой - мрачное отчаяние ("Отдал бы жизнь, страну и даже честь", "Отдам себя, отдам других, а коль понадобится - всех"). Но при появлении Призрака Принц, как и подобает принципиальному человеку Средневековья, "темного духа" с его предложениями сперва посылает вполне решительно - физические меры воздействия применяет даже, как сказали бы юристы. Но Призрак умен и убедителен, он наглядно и неоднократно напоминает Принцу о любимой, и Принц, дошедший до ручки, принимает решение. (Мало ли - хоть и привидение, но ведет себя как истинный дворянин все-таки ).
Я не слишком мало написал? А теперь вернемся к собственно композиции сюжета и истории АМ).
читать дальше14 «Как прекрасен ваш наряд» - Принц засыпает, и Призрак, желая добиться своего и смутить его душу, показывает ему семь своих слуг - духов, принявших облик Невесты и одновременно воплощающих различные соблазны. Они, так сказать, морально "готовят клиента к заключению договора". Присутствие в этом эпизоде Алой Чумы, кстати, довольно противоречиво - с одной стороны, технически она не могла проникнуть в замок, окруженный стеной огня, да и не упоминалось, что Призрак ее туда приглашал. С другой стороны - очень уж хорош образ Призрака-галантного кавалера и Леди Чумы - гостьи замка, приглашенной на устроенный хозяином бал (да и момент на "бой часов в полночь" получился весьма атмосферным), чтобы этот пункт критиковать.
15 Второй диалог Принца и Призрака - см. выше.
16 Призрак и Чума договорились\некромантия. Здесь особенно нравились движения Невесты и Чумы. Безвольный, безжизненный взгляд Невесты и напоминающие марионетку движения, в точности повторяющие движения вселяющейся в тело Чумы - это было здорово.
17 Ария Молодого Рыцаря.( " Я обезумел, обезумел принц…"). В этом эпизоде было прекрасное решение в плане хореографии. Синхронность, зеркальная отраженность движений танцующей с Принцем Невесты и танцующей за спиной Принца Чумы, причем Принц смотрел только на Невесту и замечал только ее. Благодаря этому Чума в этом эпизоде представала именно как «живая тень» (с), невидимая или лишь смутной тенью заметная смертным. Сущность, вселившаяся в тело Невесты. И тот момент, когда Принц, уже подпавший под ее власть, синхронным с ней жестом отталкивает Молодого Рыцаря, тоже очень хорош.
18 Разговор двух рыцарей - Молодой Рыцарь, увидев Невесту, которая, как он знает, мертва, немного фигеет и идет за советом к Старому Рыцарю. Тот объясняет, что в замок пробралась Чума и рыцарям предстоит смертельный бой.
19 Поединок рыцарей и чумы. Тогда, помнится, я этот эпизод толком не заценил. Но сейчас, просматривая фото, вспоминаю. Хороший получился эпизод, проработанный, с убедительной игрой. Хотя Молодой Рыцарь там, кажется, где-то затерялся.
20 Грустный монолог Призрака (Тоже хороший момент в постановке - Призрак, двигающийся, предаваясь злодейскому ОБВМу, по комнате, на фоне застывших "стоп-кадром" персонажей, подчеркивает, что он - иномировая сущность
21 И финал. Очень позитивный. )))
В презентационную версию не вошли, если не ошибаюсь, некоторые из написанных для АМ песен - "Семь часов, семь комнат, семь шагов", "Господин страх", один ОБВМный монолог Принца и два монолога Молодого Рыцаря, а также "Моя леди, моя королева" и "Последняя песня Принца" (насчет последних двух, впрочем, не уверен, что они тогда уже были написаны). С одной стороны, из-за этого исчезли некоторые нюансы сюжета и характеров персонажей. С другой стороны, учитывая содержание песен, с точки зрения логики сюжета и динамичности композиции для презентационной версии такое решение было, пожалуй, правильным.
После презентации проект на некоторое время был отставлен в сторону - народ начал активно работать над ТА. 24 декабря 2011 в "Маяке" показали премьеру "Темного ангела", и, хотя работа над ним продолжалась, стало возможным вернуться к АМ. 25 февраля 2012 на капустнике в "Маяке" показали несколько отрывков из презентационной версии. В них не было практически ничего нового, кроме поющего Призрака.
По правде говоря, сама мысль о том, что Никелина будет петь Призрака вызвала у меня сперва бурное (и не вполне цензурное) негодование. Мол, оригинальность проекта приносится в жертву из-за того, что Никелине петь захотелось. Ролик с арией Призрака я слушал только с одной мыслью - обстебать. Прослушал до конца, подумал, что оно, конечно, все здесь не так и не этак, но вот что-то в этом есть такое. Толком не объяснишь, надо бы еще послушать… Спустя неделю, когда все соседи уже знали арию Призрака наизусть (если не знали - не моя вина, я делал все возможное и невозможное, чтобы они ее выучили, чес-слово ), я понял, что мне интересен Призрак как личность, более того – я начинаю ему в чем-то сочувствовать. Призрак в исполнении Никелины стал более сильным морально, более сложным психологически. Образ перестал напоминать персонажа готических или приключенческих новелл, выполняющего только сюжетные функции, стал глубже – талантливому мистическому роману впору. У меня даже фанон вокруг этого Призрака формироваться начал. )) Впрочем, подробно о поющем Призраке Никелины я здесь рассказывать не буду. Иначе получится такая простыня, что хоть отдельной темой выноси. Так или иначе, благодаря этому я задумался, что поющие солисты - это не сказать что плохо, а, скорее, наоборот. И Лайрэ, спевшая - и здорово спевшая - Молодого Рыцаря на закрытии сезона 26 мая 2012, тоже работала в пользу этого мнения. И я мечтал услышать Анариона, поющего партии Принца, ибо это было бы реально круто. )) 26 мая зрителям были показаны несколько отрывков с уже записанной аранжировкой. Аранжировки, сделанные на тот момент, были качественными и полностью сохраняли атмосферу сюжета. (Отзвук погребального колокола в конце "Песни Чумы", сохранение клавишных, вызывающих ассоциации и с изящными мелодиями клавессина, и с величавыми звуками органа под каменными сводами замка, в теме Призрака. ). И если танцевальный номер "Моя леди, моя королева", увиденный впервые, совсем удачным назвать было нельзя, то сама немножко изменившаяся форма подачи сюжета порадовала. Поющие выходили на сцену вместе с другими участниками праздника в "Выпьем за невесту", что помогало с самого начала воспринимать их как артистов, поющих на празднике в честь обручения. Кроме того, черно-красно-белые цвета их одежды вызывали ассоциации с немым кино наоборот - как раньше при показе черно-белых фильмов сбоку от экрана были люди, игравшие на музыкальных инструментах и комментировавшие происходящее, так сейчас красочный "полунемой цветной фильм" озвучивали "черно-белые" исполнители, которых можно было благодаря этой цветовой гамме отделить от происходящего на сцене. Только сейчас я понял, что технически это мог быть первый - и очень грамотный - шаг к разделению поющей и танцующей массовки при поющих солистах. В общем, проект обещал на премьере очень много и еще немного больше, и я был уверен, как сказал в декабре 2012, что он сможет сказать новое слово в жанре мюзикла.
А потом
читать дальшеначалось... начались некоторые изменения в составе "Стар Тауэр". И мои загоны по поводу. (То есть загоны по поводу еще немножко раньше начались, спасибо одной афише и манере некоего замечательного - без иронии - человека в полном соответствии со старокитайским этикетом отчеты о выступлениях писать ) Я узнавал о них из афиш или из пары фраз в сети, а потом в нете разместили результаты фотосета с участниками АМ. И стало ясно, что команда изменилась полностью, разве что Либрисы остались. Нельзя сказать, что я был к этому не готов, ведь понимал же, что Ликс, Алена и Олеся петь не смогут. Я уговаривал себя, что Анарион и Никелина в таких ролях - это реально ООС, и возможно, нет ничего плохого в новых поющих солистах. Я напоминал себе, что у людей нагрузки в других проектах хватает, что могут быть какие-то жизненные трудности, но в голову лезло черте что. Ведь я уже знал, при каких обстоятельствах эти люди умеют работать и как они при таких обстоятельствах работают. Так что воображение не скупилось на ужоснахи.
А потом стало ясно, что изменилась не только команда. Изменился сам проект, его концепт, художественные цели. За 2013 год АМ стала другим типом художественной продукции, ориентированным несколько на другой круг потребителей. В нем были две художественные находки, которые можно было бы использовать как в старой, так и в новой версиях - разделение танцующих и поющих Чумы и Невесты и уже упомянутое разделение танцующей и поющей массовки. При этом поющая массовка была по сюжету слугами Призрака, т. е. персонажами. Они не были чем-то отдельным от сценического действа, напротив, принимали в нем самое активное участие, присутствуя во многих сценах. При этом концепт разных костюмов у поющей массовки и остальных персонажей сохранился. Если остальные персонажи в одежде стремились к реализму, то маски оделись в яркие, красочные карнавальные костюмы, чем-то напоминающие комедию-буфф. Чисто теоретически мне такой подход кажется не очень правильным решением: во-первых, такой контраст между обликом масок и остальных персонажей создавал впечатление искусственности и некоторой театральности или карнавальности происходящего. Во-вторых, в качестве непосредственных участников происходящего маски уже не могут просто петь. В теории они должны выражать отношение к происходящему в соответствии со своими характерами. А поскольку характеры у прислужников злого злодея и "маленького клубочка гадючек"(с) должны быть соответствующими, вполне возможен также контраст между заданной либретто атмосферой эпизода и манерой исполнения (достаточно вспомнить, как маски на презентации троллили Призрака во время исполнения арии). Впрочем, это чистейшей воды теория. Сказать что-т конкретное сможет только тот, кто видел премьеру. В целом же отчеты, фото и видеоролики оставили впечатление - если раньше проект обещал стать атмосферной мистической музыкальной драмой, то в марте в "Маяке" показали яркое костюмированное музыкальное шоу.
Эпизоды новой версии с уже записанными аранжировками показали 28 декабря 2013 на шоу презентаций. А 29 марта в "Маяке" была показана новая версия проекта. К ней добавились новые песни (например, "Триумф Призрака" и еще чего-то). И, кстати, это был единственный и последний показ этой версии - как обещает Джем, 31 мая будет вновь показана кардинально новая версия, где от мартовской останется только часть костюмов, стихи и музыка. It`s not the end, история продолжается, короче.