Записал, потому что они, мне кажется, не только и не столько о священниках и не только о 19-м веке. Подобное в разных сферах жизни было и бывает. Хотя выглядит не так утрированно, разумеется. ))
Один поп нанял работника и стал его обучать говорить по-духовному. "Ты, - говорит, - свет, приучайся правильно говорить. Духовному лицу ведь служишь". - "Я, батюшка, с радостью научусь говорить по-духовному, не хочется неучем оставаться, " - работник ответил.
- Ну так вот, - сказал поп и показал на кота. - Что сие есть?
- Кот, батюшка.
- Нет, это не кот. Это ловец по-духовному. А это что? - показал поп на огонь в лампе.
- Огонь, батюшка.
- Нет, не говори так, свет, это грешно, не по-духовному. Светлота это! А вот сие что есть? - показал поп на печь.
- Печь, батюшка.
- Высота это по-духовному, понимать надо, свет.
- Понимаю, батюшка, все запомню. Спасибо, что меня, неуча, просветили.
Вот однажды, от нечего делать, пошел поп вечером к дьякону в карты поиграть, а работник с кухаркой остался на кухне время проводить. Отошли они в сторону, а на столе стояла лампа и блюдо с пирогами. Поповский кот был блудливый, как и сам поп, не мог переносить, что "плохо лежало" - все прибирал, не мог не украсть. И вот он пироги почуял, на стол залез, хвостом махнул и свалил лампу. Лампа разбилась, керосин разлился и загорелся, попал на кота, загорелся и кот. Кот испугался, бросился на печку, а там кухаркина пряжа сушилась. Загорелась пряжа, а там и весь дом в пожаре вспыхнул.
Побежал работник к дьякону, где поп в карты играл. Прибежал и докладывает попу:
- Батюшка, ловец свалил светлоту, от разрушенной светлоты сам принял светлоту, вознесся на высоту, и стал весь дом в светлоте.
- Вот молодец! - похвалил поп работника. - Смотри, дьякон, как он у меня по-духовному научился говорить. Вот так теперь и говори, свет. Я люблю, когда говорят по-ученому, по-духовному.
- Батюшка, ловец свалил светлоту, она разрушилась, от разрушенной светлоты ловец сам принял светлоту, вознесся на высоту, и стал весь дом в светлоте.
- Вот и молодец, свет, научился говорить, - твердит поп.
Работник видит, что дело плохо, и закричал: - Батюшка, кот забрался на стол, свалил лампу, она разбилась, загорелся керосин! Кот загорелся, вскочил на печку, там загорелась пряжа и теперь весь дом горит.
- Ах ты ж, растак твою, свет! - заорал поп. - Что ж ты сразу мне не сказал?!
- Я же тебе, батюшка, докладывал по-духовному, как ты меня и учил, да еще и повторил тебе, но ты же не понимаешь ни черта, чему сам учишь-то!
Схватился поп, побежал домой, а дом уже сгорел. Полностью.
Однажды были именины у одного богатого человека, и среди гостей был священник. А дело было в Великий пост. И среди разных кушаний подали хорошо зажаренного поросёнка. Хозяева извиняются, говорят попу: - Вы уж простите, батюшка! Вы ведь поросёнка-то не будете есть?
Посмотрел поп на поросёнка - вкусно! Поправил рукава рясы, поднял руку с крестом и перекрестил поросёнка, говоря: "Господи, Господи! Обрати порося в карася!"
И стал спокойно кушать.
читать дальше?Примечание: епископ - это, скажем так, губернатор от священства, он руководит епархией. Благочинный руководит благочинием - т.е. церковными объектами в одном или нескольких районах (уездах), подчинен епископу. Поп (настоятель) отвечает за приход (т. е. население части города, села или нескольких сел и деревень, молящееся в его храме).
Объезжал один епископ духовенство епархии. И сперва заехал в сопровождении протоиерея и благочинного в бедный приход к одному попику. Попик этот устроил обед в честь владыки, налил всем по маленькой рюмочке и говорит: - Благословите, владыко преосвященный, по единой.
Архиерей перекрестил, выпили по единой все. Потом маленько погодя поп опять наливает и говорит: - Владыко пресвященный, благословите по единой.
И так не один и не два раза, а раз 15, да под хорошую закусочку. Владыко преосвященный уже не то что маленько, а порядком разошелся, говорит: - Что ты, до каких пор будешь в бедных попах ходить? Ты можешь благочинным или протоиереем быть, у нас как раз и место свободно.
А благочинный думает: "Ладно же, ты так сделал, а я еще повыше тебя попаду". Когда к нему приехали, устроил хороший обед с дорогими винами, усадил всех за стол. Стал угощать, налил вина, говорит: - Благослови, владыко преосвященный, по единой.
Ну, епископ благословил, выпили. Через некоторое время наливает благочинный вина снова и говорит: - Благослови, владыко преосвященный, повторить.
Архиерей ногами затопал, закричал: - Что ты, мерзавец, негодяй, пьяница! Разве можно повторить? Расстричь его!"
В одной деревне умер священник, заменить некем, крестьяне и не знали, что делать. А через деревню один мужик проходил, мошенник изрядный. "О чем, - говорит, - миряне, горюете?". - "Священника нет". - "Это дело поправимое, я семинарию кончил. Меня зовут Пахом, я буду у вас попом". А сам даже грамоте не обучен.
Дом новому попу мужики выстроили, он жену с детьми к себе перевез. У церкви земель много, луга хорошие под сенокосы. Зажил Пахом на славу.
Надо обедню служить. Народу собралось много послушать нового попа. А он взял большую книгу с аналоя, поднял: - "Знаете ли вы, миряне, эту книгу?" - Не знаем", - ответили ему. - "А коли не знаете, так нечего и сказывать". Во второй раз народ между собой уговорился: - "Ну, ребята, плохая прошлый раз обедня вышла. Теперь если будет поп спрашивать, знаем ли мы книгу, давайте ответим, что знаем". Выходит Пахом, опять взял большую книгу, кверху поднял: "Знаете ли вы, миряне, что это за книга?" - "Знаем." - "Ну, а знаете, так нечего и рассказывать".
На третью обедню пришел Пахом с решетом. Поднял его и стал распевать: - "Тут дыра и тут дыра! Тут дыра и тут дыра!" А потом говорит: - "Ну, дьячок, запирай двери на крючок, будем всю неделю служить!". Прихожане испугались, что долго, и разбежались из церкви.
Так и служил Пахом 12 лет. За требы дорого брал, за молебны по 25 рублей требовал. Начали прихожане роптать, написали письмо епископу, мол, плохо поп служит. Приехал епископ на ревизию с причтом - с певчими, с протодиаконом. Заставил епископ Пахома обедню служить со своим причтом. Начал Пахом служить:
- Преосвященнейший владыко! Служаху при сей церкви 12 лет и составил капитал 12 тысяч (по тогдашним ценам - ого-го, неказистый домик можно было за нескоько сотен купить). Вам жертвую шесть тысяч и протодиакону пятьсот рублей, певчим же триста рублей! Господу помолимси-и!
И певчие подхватили: - Слава Тебе, Господи, слава Тебе!
После службы епископ и говорит: - Миряне! Поп-то ваш хорошо служит.
- Так он обычно плохо служит, Писание и в руки не брал.
- Нет, пусть дальше служит. Нельзя человека хаять!
И бонус:
У одного попа попадья сдружилась с псаломщиком. И никак поп его поймать не мог. Наконец один раз он запряг лошадь, сказал, что уезжает далеко, а сам поставил лошадь на постоялом дворе и домой пешком вернулся. Стучится под окошком. А псаломщик уже пришел с попадьей миловаться. Попадья испугалась - куда псаломщика девать? Положила его под лавку, дровами укрыла. Поп вошел, говорит попадье: - Книгу нужную забыл.
Стал по дому шарить, а псаломщика найти не может. А уже вечер наступил. Поп говорит: - "Не пойду в церковь, дома помолюсь". Раскрыл книгу, перекрестился,говорит: - Благословен будь Бог наш ныне и присно и во веки веков...
А псаломщик из-под лавки возглас услыхал и отвечает: - Аминь! Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!
Поп подошел к нему, дрова убрал и говорит: - Молодец, брат псаломщик! Здорово бы я тебя за шашни с моей женой наказал, когда бы ты это не сказал.