Сформулировать собственные мысли по поводу было достаточно сложно. Но с этими двумя мнениями я согласен. И эта позиция - не только по поводу убийства карикатуристов.
Лев Рубинштейн:Такие два вопроса, как "хорошо или плохо шутить так, что это может кого-то оскорбить" и "хорошо или плохо убивать за шутки, которые кому-то кажутся обидными" - это два совершенно разных вопроса. И только кажется, что они объединены причинно-следственной связью. А кажется это лишь потому, что одно событие произошло после другого. Так в некоторых дикарских обществах люди уверены в том, что любое предыдущее событие является причиной события последующего.
Хорошо ли поступает не очень воспитанный подросток, который показывает взрослому дяденьке fuck? Мне кажется, что плохо. Хорошо ли поступает взрослый дяденька, который, оскорбившись, проламывает подростку башку? Тоже плохо.
Но это какие-то два совершенно разных "плохо". Хотя бы потому, что они, мягко говоря, не сомасштабны.
Причинами этих убийств, избиений, нападений являются никакие не религиозные чувства. И никакие прочие чувства. Кроме одного - бурлящего и неутоленного чувства ненависти, постоянно ищущей и иногда находящей каналы выхода и объекты своего применения.
Бояться кого-нибудь невзначай обидеть словом, жестом или картинкой совершенно, по-моему, правильно и вполне по-человечески. Бояться кого-нибудь разозлить, потому что этот кто-то может тебя за это убить, - это другое. Это отказ от свободы из страха. Можно ли себе это позволять и где проходят границы разумного компромисса - серьезный вопрос. Серьезный вопрос, всегда возникающий, когда люди сталкиваются с необходимостью противоестественного в цивилизованном обществе выбора между свободой и спокойствием. Это все те же "покой и воля". Точнее "свобода ИЛИ воля"Артем Рондарев:Вообще, в процессе наблюдения за реакцией блогеров становится очевидным, что люди не понимают простой вещи: в человеческом обществе все происходит из-за языка и его логики.
Людям кажется, что, написав фразу «Убивать, конечно, нельзя…», они тем самым получают право на продолжение «…но карикатуры ведь говно» или там «…но представьте себе, что кому-то Пророк дороже жены и детей».
Между тем, устанавливая таким образом, чисто грамматически, в этих двух событиях причинно-следственную связь, люди допускают ровно обратное: что есть типа случаи, когда можно убивать и так далее. Это самое «но» полностью обнуляет посыл первой части высказывания; всем известно, что извиниться фразой «Прости меня, но ты говно» нельзя, а ведь именно это тут и происходит.
В то время как никакой логической связи между этими высказываниями быть не должно.
Мы сейчас не будем вдаваться в проблематику смертной казни и обрезания нити, которую не ты подвесил, мы напишем фразу, с которой должны быть согласны все – вот она:
«В цивилизованном обществе в мирное время убивать без суда нельзя никого».
Написав же эту фразу, цивилизованный человек должен подавить в себе зуд тут же вкорячивать «но», поставить точку, отойти, помолчать и начать, если уж невмоготу, с нового абзаца.
«Карикатуры говно».
И лишь так, устранив даже намек на логическую связь между этими двумя высказываниями, только и можно выразить свое неполное согласие с ситуацией, если, конечно, нет охоты впустить в свой мир тоталитаризм, бессудные убийства, религиозный фанатизм и прочую милую требуху.
Вы же сами пишете бесконечно из Хайдеггера про дом Бытия.
Ну так не сохраняйте дом чистым.Ну и свои несколько фраз, в чем-то, наверное, повторяющих процитированное выше.
читать дальшеНу, во-первых, в том, что ислам в целом, как и любая мировая религия, заслуживает уважения и понимания, я ничуть не сомневаюсь. Я вообще считаю, что любой социум - начиная от семьи и заканчивая государством - должен быть основан на взаимоуважении и взаимопонимании, без этого он просто нежизнеспособен. И если начинать делить социум забором на "гребнутых фанатиков-маджохедов" и "проклятых гяуров" или "христианутых" и "рептилоидов" и т. д., и т. п., ничего хорошего из этого не выйдет. Но уважения нельзя добиться с помощью насилия. Насилие может порождать только страх, ненависть и зачастую - ответное насилие. Я, кстати, не случайно использовал слово "понимание" - люди не могут уважать то, что они не знают и не понимают. Например, я не то что не мусульманин, а вообще православный христианин, но немного знаю об исламе - самую малость. И для меня это не только конфликты на Ближнем Востоке, но и Низами и Саади, мир "Тысячи и одной ночи", поэма о Юсуфе и Зулейке, основанная, между прочим, на библейской легенде, пользовавшиеся уважением в христианском мире в эпоху религиозных войн ибн Сина и Салах-ад-Дин. И тех мелочей, что я случайно прочитал о Мохаммеде, хватает, чтобы понять, что для своей эпохи и социума он был не только яркой, но и вполне прогрессивной личностью. Так что от фраз вроде "пророк - мудак" или "Коран - дерьмо" меня, если честно, слегка коробит. Не из-за религиозных мотивов, естественно, а потому, что я считаю, что нельзя на значительную часть мировой культуры ярлычок с надписью "дермо" вешать. И это наверняка распространяется на большинстве людей. Проще говоря, если ты желаешь уважения к своей религии и тебе неприятны насмешки, у тебя есть куча путей. Издавай книги, журналы, создавай документальные передачи, участвуй в теле- и радио-дебатах. Стеби карикатуристов, публикуй разгромные статьи в СМИ, обращайся в суд в крайнем случае. Но тут возникает маленькая проблемка - для того, чтобы суметь интересно о чем-то рассказать или аргументировать свою позицию, следует самому уважать свою религию и культуру и хоть немного о ней знать, иначе сказать будет нечего. Останутся нож, автомат и громкий мат. А это, как уже и говорилось, не способ помешать кому-то что-то стебать. Не стебутся над тем, что искренне уважают. А расстреливать из автомата безоружных людей - это, блин, не способ вызвать уважение. Убийство безоружных даже в эпоху средневековых религиозных войн уважение вызвать вряд ли могло бы. Это наоборот способ навесить на то, что человек якобы пытается защитить, ярлык морального уродства - и не более. В Советском Союзе в 1955-м (!) году одновременно со статьями о том, что религия - опиум для народа, публиковали восхваления Мохаммеду, Аллаху и Корану в поэмах того же Низами. И происходило это, потому что человек был реально талантлив, а не потому, что этого требовали захватывавшие заложников или угрожавшие всех захерачить типы в масках с автоматами, которые у современных людей чаще всего ассоциируются с понятием "ислам". А о попытках "защищать ислам", расстреливая безоружных или захватывая заложников, лучше всего сказать старой поговоркой: "Один дурак камень в реку бросит, а семеро умных не вытащат". Если, конечно, мотивация этих типов хоть немного связана с религией, а в этом я сомневаюсь - вроде, в Коране нигде не сказано - "Если тебе не понравилась картинка про ультрарадикальных мусульман, иди стреляй в безоружных или заложников захватывай".
И пара слов о самих карикатурах. Тут опубликованы некоторые из них: Осторожно! Эти карикатуры могут оскорбить религиозные чувства мусульман.
Если проанализировать их, а также учесть то, что пишут в сети о других карикатурах - многие из них критикуют не ислам как таковой, а ультрарадикальных мусульман или конфликты на религиозной почве. Критикуют жестко, на мой вкус антиэстетично, так, чтобы это бросалось в глаза, и от "пророк-мудак", "Коран - дермо" или слюнявых поцелуев, как уже упоминалось выше, многих может покоробить. Но сказать карикатурами, имхо, хотели все же не "Ислам - фигня", а "Вооруженный конфликт в Египте - это хреново, сотни людей умирают. Если для мусульман религия - реально авторитет, почему никто из религиозных лидеров это не остановит?" или "Ультрарадикальные мусульмане прирезали бы даже Мухаммеда при попытке им возразить" или "Взаимопонимание важнее конфликтов". И если способ выразить эти мысли режет кому-то взгляд, можно, как я уже упоминал выше, бороться со стилем карикатур, объясняя, что такая форма многим людям мешает понять содержание, но не бороться с карикатуристами как таковыми. Но мне кажется, в этом случае, как и в ситуации с многими "ультра", не только мусульманами, могла взбесить не форма, а именно содержание. Хорошая фраза: "Этим людям наплевать, если оскорбляют их религию, но не наплевать, если высмеивают их самих". Да и вообще, есть люди, которым хочецца почувствовать себя крутыми и типо с автоматом, а поводом будет хоть Мохаммед, хоть двойка в школе. Были бы оружие и наличие агрессии в организме, а повод найдется. (((( И оправдывать это - значит мостить дорожку к тому, чтобы завтра у кого-то нашелся повод ткнуть тебе в зубы автоматом.
Как-то так. И последние новости по теме:
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/54b028939a79477b0695ff8a