Например, кастовая система в индуизме. У индусов, как знают все и знал я еще со школы, существовало кастовое деление общества на брахманов, каястхи (писцов), кшатриев (воинов), земледельцев, слуг-шудр и т. п. Но я не знал, что система была очень жесткой - тот, кто принял пищу или воду из рук представителя низшей касты, поел пищу, приготовленную представителем низшей касты или поел/попил из его посуды - даже если бы в противоположном случае пришлось умереть от голода или жажды - считался оскверненным и потерявшим свою касту и подвергался общественному остракизму. Тот, кто общался с неиндусом - например, мусульманином или европейцем - считался оскверненным и должен был совершить очищение. По этой причине брахманы, например, стремились брать слуг из брахманов, писцы - из брахманов или писцов и т. п. Чем выше была каста слуги, тем лучшие условия содержания и большее жалованье ему полагались. В книгах встречается упоминание множества мелких ситуаций, происходящих в Бенгалии, которые - с учетом того, что речь шла об эпохе журналов, пароходов и железных дорог - выглядели... для меня непривычно.
*Невестка из касты писцов разговаривает со свекровью из той же касты:
- Я наняла нам повариху из писцов.
- А если придется угощать брахманов? Они ведь не станут есть приготовленное девушкой-писцом. Нам нужна кухарка-брахманка.
- Ну, когда еще придется брахманов угощать. А эти брахманки... Заглянешь к ним на кухню - так они потом всю посуду выбрасывают и омовение с ритуалами очищения совершают, будто мы неприкасаемые какие-то.
* Обедневший брахман, странствующий в поисках работы в компании шудры - человека из касты слуг - заглядывает в придорожную гостиницу, в которой всего одна комната. Хозяйка гостиницы заявляет: - У нас уже остановились два брахмана. Поэтому брахмана я пущу, а шудре в комнате делать нечего - вдруг брахманы в одной комнате с ним спать откажутся. Пусть во дворе под деревом поспит.
* Пожилая женщина рассказывает знакомой: - Ко мне приходила одна девушка-англичанка - учила меня шить и вышивать, показала мне много новых причесок. Это была милая девушка, но каждый раз после ее ухода мне приходилось совершать омовение и проводить обряды очищения.
* Муж и жена из касты брахманов путешествуют на пароходе. Кроме них ни одного брахмана на борту нет. Жена думает, в чем приготовить поесть. Муж, учившийся в колледже в Калькутте и, соответственно, "вольнодумец", предлагает взять посуду у матросов. Жена в ужасе - это же великий грех! У нее есть кувшин из-под сладкого сиропа, и она тушит в нем рис с бобами, а поесть накладывает мужу на крышку кувшина. При этом предложение мужа вымыть крышку перед тем, как поесть самой, она игнорирует - невелика беда, от микробов из своей касты антисанитарии не будет.
____
Я не знаю, как с этим обстоят дела сейчас, но вспоминается мне сейчас фильм, виденный еще в школьном детстве - о женщине из семьи брахманов, которой срочно нужно переливание крови. Из потенциальных доноров подходящая кровь есть только у девушки из касты неприкасаемых, и людям стоит немалых моральных усилий согласиться на такое нечестие (вот он, прогресс! А в прежние времена персонажи бы умерли, а на переливание крови не согласились! Впрочем, вполне реально, многие люди в годы создания фильма реально бы скорее умерли, чем на такое переливание крови согласие дали). Да-а, а я-то думал, на Дальнем Востоке в 19-м веке жизнь с жесткими сословными разграничениями была. А у них еще и демократия по сравнению с кое-кем, как я погляжу. )))
Кстати, у поклонявшихся Брахме - брахмаистов - настолько жестких кастовых ограничений, вроде, не было.
Существовали и другие старинные красивые индусские обычаи. Например, замужество вдов считалось делом абсолютно аморальным. Людей, которые - о ужас! - писали в журналах и книгах, что замужество вдов разрешено шастрами, а женщины имеют право получать образование, общественное мнение осуждало, не говоря уже о тех, кто женился на вдове - они стали бы изгоями для правоверного индуистского общества. В одном из романов упоминается персонаж, угрожающий отцу-помещику, мол, если ты не перепишешь завещание в мою пользу, я уеду в Калькутту - гнездо порока и разврата, ага - и женюсь на вдове, и весь наш род будет опозорен. В сущности, принцип "честная жена/наложница после смерти мужа замуж не выйдет" и на Дальнем Востоке уважался, но там его не возводили в абсолют. А уж учитывая брачный возраст в тогдашней Индии (19-начало 20 века, да...)
Например, в одной из книг упоминается рано осиротевшая девушка, которой решила помочь богатая семья, выдав ее замуж в 13 лет за относительно обеспеченного (естественно, ни разу в жизни ею до этого не виденного) типчика. Спустя три года муж умер. читать дальше?
А еще в Индии в 19-м веке жена не должна была обращаться к мужу по имени - считалось, что это навлечет на него несчастье. А мужу и жене считалось неприличным видеться при свете дня в доме свекра (хотя в доме тестя они могли себе это позволить).
Ну и в качестве бонуса - индийская пословица: "С деньгами и тигр доиться будет". ))