Большинство песен, которые традиционно ассоциируются с ВОВ, были написаны уже после 9 мая 1945 года; многие из них вообще появились спустя десятилетия после этого дня. Но есть среди этих песен и мелодий и те, которые действительно слушали в те годы в тылу и на передовой. Причем если созданная в июне 1941 года "Священная война" наравне написанной в 1975 году песней "День Победы", стала символом войны, то некоторые песни и мелодии либо почти забыты, либо не ассоциируются с ВОВ. Не все они мне нравятся чисто как слушателю - все же вкусы сильно меняются за почти столетие, хотя есть и те, которые нравятся, и даже очень, но история каждой из этих мелодий и песен по-своему уникальна и интересна. )
"Седьмая симфония" ШостаковичаСентябрьским утром 1941 года, спустя неделю после начала блокады Ленинграда композитор Дмитрий Шостакович объявил по городскому радио:" Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения. Если мне удастся написать это сочинение хорошо, удастся создать третью и четвертую часть, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией". Казалось бы, звучит наивно - война, блокада, кому нужна симфоническая музыка? Но законченная в декабре симфония стала не просто музыкой, но и символом подвига жителей осажденного города. В Ленинграде она впервые прозвучала в августе 1942-го. Поскольку в оркестре ленинградского радио играть могли лишь 15 человек, музыкантов пришлось отзывать с фронта. Зарубежная премьера симфонии состоялась в США, куда фотокопию партитуры отправили военным самолетом(!). Радиотрансляцию исполнения симфонии Нью-йоркским симфоническим оркестром под управлением Артура Тосканини услышали более 20 млн человек, а затем знаменитую "Ленинградку" играл лучший в Швеции Гётеборгский оркестр. В связи с этим министру иностранных дел Швеции был внесен протест германского посольства "в связи с нарушением шведского нейтралитета".
Cкачать Седьмая симфония «Ленинградская» бесплатно на pleer.com"Бомбардировщики"читать дальшеВ 1943 году композитор Джимми Макьхю и поэт Гарольд Адамсон сочинили для поднятия духа американских летчиков песню “Comin' In On A Wing And A Prayer”. В те же годы ее адаптировали Леонид Утесов со своей дочерью Эдит — перевод был полностью аутентичным, кроме фразы “on a wing and a prayer”, “на крыле и с молитвой” — в русском варианте ее заменили слова “На честном слове и на одном крыле” Цензура - такая цензура, чего уж там)
Cкачать Мы летим ковыляя во мгле бесплатно на pleer.com
Оригинал
Download Comin in on a wing and a prayer for free from pleer.com"Темная ночь"(Одна из любимых песен "про войну", кстати. Когда я напевал ее однажды в школе на перемене, у меня спросили, о чем она, и я ответил "про войну". Одноклассники были в ахере, видимо, считали, что "про войну" - это только когда как в новодельных киношках и комп. играх, "летят самолеты и танки горят", дунул, плюнул, все взорвалось и десять жизней в запасе и двадцать трупов в каждой строчке. Но для меня это песня про войну. Про настоящую. О людях на войне и о том, что их поддерживает и дает им силы, как бы ни было трудно.)В 1942 году в Ташкенте, где в эвакуации работала Киевская киностудия, шли съемки кинофильма "Два бойца" - незатейливые истории о солдатской дружбе. У режиссера фильма Леонида Лукова не получалась одна из ключевых сцен, и после неудачного съемочного дня он рассказал об этом композитору Никите Богословскому. По мнению постановщика в сцене не хватало песни. Уже через сорок минут Богословский сочинил музыку, а еще через несколько часов Леонид Агатов написал строки, ставшие знаменитыми. К утру песня была записана в исполнении Марка Бернеса, игравшего в фильме одну из главных ролей. После этого на сложную сцену потребовался всего один дубль. Сразу же после выхода фильма "Два бойца" на экраны было решено выпустить песню на патефонной пластинке. Но вся первая партия пластинок была забракована - при воспроизведении слышался странный шорох. Оказалось, что отвечавшая за звукозапись работница, слушавшая музыку, не смогла сдержать слез, и ее слезы случайно попали на восковую матрицу.
Cкачать Марк Бернес Темная Ночь бесплатно на pleer.com"Песня о Днепре"читать дальшеВ ноябре 1941 года рядовой ансамбля песни и пляски Юго-Западного фронта РККА Марк Фрадкин и фронтовой корреспондент “Комсомольской правды” Евгений Долматовский после отступления частей, сумевших вырваться из окружения под Уманью и Киевом, познакомились в Урюпинске и в доме местного священника сочинили “Песню о Днепре”.
Cкачать Песня о Днепре бесплатно на pleer.com
Cкачать Микола Кондратюк Песня о Днепре бесплатно на pleer.com
АПД: Кстати, заглянул сейчас в мемуары одного советского летчика - Федора Архипенко - он пишет, что это окружение было не просто кольцом, а очень серьезным окружением, "двойным кольцом". И когда пытаешься представить ту картину, то песня становится гораздо понятнее. И пробирает.
Подробнее: www.kommersant.ru/doc/2722865 Там по ссылке много о песнях и радиообращениях военных лет. ) Интересна история создания одной из самых знаменитых песен Великой Отечественной войны -
«Священная война».
читать дальше24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»
Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору.
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война». Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую (мы не оговорились, сказав «группа ансамбля». Дело в том, что полного состава коллектива в те дни уже не было. Три группы сразу же выехали на фронт, а четвертая, руководимая А. В. Александровым, оставалась временно в Москве, для обслуживания воинских частей, госпиталей, выступлений на радио и разучивания новых песен). На вокзале все помещения до отказа заполнены военными, как говорится, яблоку негде упасть. На всех новое, еще не пригнанное обмундирование. Многие уже успели получить винтовки, пулеметы, саперные лопатки, противогазы, словом, все, что полагается фронтовику.
В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...
Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».
http://www.9maya.ru/690-svyashhennaya-vojna-istoriya-sozdaniya-pesni.htmlТакие вещи - они, если честно, поддерживают морально. Потому что читаешь - и понимаешь, что даже когда вокруг творилось черте что и никто не знал, что будет дальше, люди писали симфонии и песни, и распространяли их по стране и всему миру, и эти песни поддерживали и объединяли людей, и сохранились спустя годы. И по сравнению с этим собственные проблемы кажутся мелкой фигней. Потому что "все преходяще, а музыка вечна (с)"