Посмотрел несколько передач про Первую и Вторую Мировую. Решил выписать несколько заинтересовавших меня деталей себе на память, пока не забыл (половину того, о чем смотрел, уже забыл, увы).
Да, я знаю, что людям "в теме" все это наверняка давно известно. Но я-то не в теме, и особо этим раньше не интересовался. )* Разработка первых танков и их отправка на фронт проводились в годы Первой мировой в обстановке жесточайшей секретности. Их называли "танки" - по-англ. "топливный бак" или "цистерна", "резервуар".
Из Вики: "Слово «танк» происходит от английского слова tank (то есть «бак» или «цистерна», «резервуар»). Происхождение названия таково: при отправке на фронт первых танков британская контрразведка пустила слух, что в Англии российским правительством заказана партия топливных цистерн. И танки отправились по железной дороге под видом цистерн — благо, гигантские размеры и форма первых танков вполне соответствовали этой версии.... Название прижилось. Примечательно, что в России новую боевую машину первоначально называли «лохань». (ещё один вариант перевода слова "tank")"
* Впоследствии "бензобаки" заметно усовершенствовались. Инженерам пришлось решать ряд вопросов - сначала упор делался на скорость, из-за этого фраза "броня крепка и танки наши быстры" была не очень-то оправданной, броня легких танков легко пробивалась - именно за счет ее легкости обеспечивалась скорость танков. При наращивании брони возникли проблемы со скоростью и проходимостью - приходилось делать более мощные движки, более широкие гусеницы и т. п. Одной из интересных конструкторских находок была броня, расположенная "под углом" - как, например, в Т-34 и "Леопард". Дело в том, что если снаряд, идущий под прямым углом к танку, бьет по листу брони, расположенному... условно говоря, под углом 45 градусов, его толщина относительно снаряда оказывается раза в полтора больше. В общем, первая половина 20-го века ознаменовалась не только сражениями солдат, но и непрерывными битвами инженерных умов.
* Во Вторую Мировую практически во всех армиях были безбашенные танки, они же противотанковые самоходные арт. установки. Башня не могла вместить слишком крупные орудия, а, машины, лишенные башни, можно было сделать более тяжело вооруженными и с более прочной броней. Но у них были и недостатки - из-за низкой скорости вращения орудия и малого радиуса действия они могли стрелять практически только перед собой.
* Создатель "Спитфайра" был недоволен названием, которое компания-производитель дала истребителю ("Спитфайр" по-англ. буквально - "Злюка"). Он предпочел бы что-то более благозвучное.
* На многих английских и американских самолетах стояли зеркальца заднего вида, если "фонарь" кабины был не выпуклый, и у пилота не было возможности заднего обзора. Пилоты во время воздушного боя смотрели в эти зеркальца, чтобы увидеть летящего следом противника. ))
* Зачастую американские и британские пилоты брали с собой в полеты дальтоников. Дело в том, что дальтоники не различают камуфляж и отлично видели замаскированные объекты. ))
* К концу войны каждый пятый истребитель советских ВВС был "аэрокоброй".
* А еще - несколько слов себе на память об очень интересной женской судьбе, о которой можно был бы снять потрясающий фильм
(но кому это счас надо ((( ). О Марии Октябрьской, первой в Советском Союзе женщине-механике-водителе танка, и о построенном на ее собственные средства танке "Боевая подруга". (К стыду своему, я узнал о ней только из советско-американской документальной передачи).
Вновь из Вики:
читать дальше?"Мария Гарагуля, украинка по национальности, родилась в многодетной семье крестьянина; кроме нее у родителей было 9 детей, жили бедно. В юности девушка переехала в Симферополь, работала на консервном заводе и телефонисткой на городской станции. В 1925 году вышла замуж за курсанта кавалерийского училища Илью Рядненко, супруги взяли фамилию Октябрьские. Вместе с мужем кочевала по городам и весям Украины, окончила курсы медицинской помощи, шофёров, освоила стрельбу из пулемёта (как она указала впоследствии в телеграмме Сталину, была "ворошиловским стрелком".) Среди жён командного состава славилась изысканным вкусом в одежде, убранстве жилища, была искусной рукодельницей. В 1930-х ее родителей раскулачили и сослали на Урал.
В начале войны ее и других жен командного состава эвакуировали; женщина приехала в Томск в августе, и в конце лета ей пришла похоронка о том, что ее муж убит под Киевом. Узнав о гибели мужа-фронтовика, Мария Васильевна обратилась в военкомат с просьбой отправить её на фронт, но несколько раз ей отказывали: из-за перенесённой болезни — туберкулёза шейного позвонка — и уже немолодого возраста — 36 лет. Тогда она решила пойти другим путём. В то время в СССР шёл сбор народных средств в фонд обороны. Продав вместе с сестрой все вещи и ценности и несколько месяцев занимаясь вышиванием, она внесла 50 тысяч рублей на строительство танка Т-34 и отправила Сталину письмо с просьбой назвать танк "Боевая подруга" и сделать ее водителем танка. Просьба была удовлетворена.
С 3 мая 1943 года женщина стала учиться вождению танка в Омском танковом училище, стала первой в стране женщиной механиком-водителем танка, а с октября 1943 года уже сражалась на своём танке на Западном фронте. Первый экипаж танка Т-34 «Боевая подруга»: командир гвардии младший лейтенант Пётр Чеботько, башенный стрелок гвардии сержант Геннадий Ясько, стрелок-радист Михаил Галкин, механик-водитель танка 2-го батальона 26-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса гвардии сержант Мария Октябрьская.
Танк "Боевая подруга" несколько месяцев успешно сражался на фронте, а женщина-танкист, как отмечалось впоследствии в наградном листе, "бережно и с любовью относилась к боевой машине". В январе 1944-го во время боя осколок разорвавшейся мины тяжело ранил женщину в глаз. Ей сделали операцию и отправили в госпиталь в Смоленске. Ее состояние стремительно ухудшалось. Незадолго до смерти ей передали орден "Отечественная война 1-й степени" за образцовое выполнение приказов командования и за мужество и доблесть, проявленные в боях", а также подарки однополчан и их письма.
15 марта 1944 года Мария Васильевна Октябрьская скончалась во фронтовом госпитале в Смоленске. Там же с воинскими почестями она и была похоронена.
Танк «Боевая подруга» со своей бригадой дошёл до Кёнигсберга. Танки с этим именем подбивали три раза, но танкисты присваивали имя «Боевая подруга» новым танкам в память о своей «маме», как они называли Марию Октябрьскую. Второй танк после освобождения Минска был сдан в ремонт, была получена новая машина, которая также получила название «Боевая подруга». Третья машина погибла под прусским городом Гумбинен. Четвёртая машина «Боевая подруга» и её экипаж во главе П. И. Чеботько закончили боевой путь под Кенигсбергом.
Всего в танковых войсках было менее 20 женщин-танкистов, участников Великой Отечественной войны. Окончивших же танковые училища женщин было всего три. Бывшая санинструктор И. Н. Левченко — в 1943 году окончила ускоренный курс Сталинградского танкового училища и служила офицером связи 41-й гвардейской танковой бригады, командовала группой лёгких танков Т-60. Младший техник-лейтенант А. Л. Бойко (Моришева) — в 1943 году окончила Челябинское танковое училище и воевала на тяжёлом танке ИС-2. Дочь С. М. Кирова гвардии капитан Е. С. Кострикова после окончания Казанского танкового училища командовала танковым взводом, а в конце войны — танковой ротой.
Текст полностью И перетащил к себе док. фильм о том, каким было начало Первой Мировой войны для Австрии и Сербии. Опять-таки к своему стыду понимаю, что мое восприятие этих событий было до ужаса выхолощенным и упрощенным и укладывалось в пару фраз. Так что фильм унес к себе, чтобы помнить несколько исторических деталей и ради атмосферы.