Продолжаю перечитывать "Пандору" в четвертый раз, некоторые главы - на английском. Радует внимание автора к деталям, благодаря которому мангу можно перечитывать не однажды - и получать удовольствие, обращая внимание на какие-то дополнительные аспекты сюжета, особенности антуража, черты характеров персонажей и т. п. Например, в главе, где Оз беседует в маленьком переулке с сыном нелегального контрактора, из щели в стене выглядывает мышка. Когда на следующее утро Оз и Гил приходят в этот переулок искать оставленную там шляпу Гила, Алиса ловит эту мышку и начинает тискать и обнюхивать, проверяя на предмет съедобности. Или другая деталь, играющая большее значение для сюжета. Перед церемонией передачи Гилберту Ворона Миранда Барма, поговорив с Винсентом, идет по замковой галерее и видит Джека, сопровождаемого каким-то мужчиной. Спустя этак тридцать глав выясняется, что этот мужчина - глава рода Найтрей, хороший знакомый и давний союзник Глена, посоветовавший ему не приглашать Барма и Безариусов на торжество, поскольку их тесные отношения выглядят слишком подозрительно. И Джеку он, вполне возможно, компанию составил, чтобы присмотреть, как бы Безариус-младший чего-нибудь не выкинул. )
Вот о таких деталях, иногда очень емких, я здесь и напишу. И вопросы по поводу воскуряемой травы запишу - мало ли, вдруг те, кто эту траву курят дольше и больше меня, подсказать что-то смогут. ))
* Например, фамильные мечи Великих герцогских домов. Есть у них одна интересная особенность. Баскервилей, как известно, почти невозможно убить; любые раны заживают на них очень быстро. Когда Оз разглядывает печать нелегального контрактора на груди Гила, видно, что полученное Гилбертом несколько часов назад смертельное, как казалось, огнестрельное ранение полностью зажило, и следа не осталось. Но при этом шрам от нанесенного Гилу десять лет назад удара фамильным мечом Безариусов заметен по-прежнему и все такой же четкий. А Глен собирается воспользоваться фамильным клинком Найтреев, чтобы убить Винсента. Возможно, фамильные мечи четырех герцогов были созданы по специальной "баскервильской" технологии и способны поражать и Цепи, и Баскервилей? Ведь оружие самих Баскервилей, логически рассуждая, должно было бы быть именно таким.
Внешний вид мечей тоже интересен - например, к рукояти меча, который используется в ритуале совершеннолетия Оза, прикреплены два пера - видимо, потому что в гербе Безариусов есть крылья. А черный клинок Найтреев похож на меч, принадлежавший сто лет назад Освальду Баскервилю. Может быть, Глен подарил подобный клинок старинным друзьям своего рода - Найтреям? Или это оружие досталось четырем домам как своеобразные военные трофеи после "победы над кровавыми жнецами" наряду с чернокрылыми Цепями, Вратами в Бездну и ключами от Врат?
* Кстати, перья в жизни светского общества играют не последнюю роль - когда Оз впервые появляется в свете, каждый, с кем он общается, дарит ему белое перо - такова традиция в знатных домах. Впрочем, в зависимости от дома могут и не перья дарить. Может быть, перья символизируют то, на чем держится власть четырех домов, создавших Пандору, - чернокрылые Цепи, контролирующие Врата в Бездну? Или это связано с гербом Безариусов; было бы дерево на гербе - листья бы дарили? )
* В сюжете многое построено на вассально-феодальных отношениях, на отношениях хозяев и слуг. В сущности, почти все персонажи сюжета кому-то служат и/или кто-то служит им; слова "господин", "хозяин", "рыцарь" или "слуга" в тексте упоминаются регулярно.
Если посмотреть на четыре герцогских дома, контролирующих Пандору и, по сути, правящих страной, создается впечатление, что, несмотря на викторианский антураж, социальные отношения частично напоминают более раннюю Европу, частично - Японию начала 19-го века. Так, штат Пандоры - это люди, служащие четырем герцогам; упрощенно говоря, Пандора - это нечто вроде военно-полицейского феодального альянса, куда каждый феодал приводит на службу свои силы, при том что все поступившие на службу люди подчиняются не лично своему господину, а решениям совета, но в большинстве случаев не забывают блюсти интересы своего господина.
Понятия "рыцарь" и "слуга", упоминаемые в тексте, отличаются от привычных мне, свойственных Зап. Европе 19-го века, где слуги были наемными работниками, как правило, принадлежавшими к простонародью. Например, слуга Бармы и по совместительству сотрудник Пандоры Лиам принадлежит к знатному роду, члены которого служили роду Барма на протяжении как минимум трех поколений. Слуга Рейнсвортов Брейк был раньше рыцарем Синклеров. 14-летнему Элиоту дают список его предполагаемых личных слуг - отпрысков дворянских родов. Проще говоря, это очень напоминает ситуацию до 18-го века включительно, когда прислуживать членам королевской/императорской/княжеских/герцогских семей, накрывая на стол, присматривая за книгами в библиотеке или содержа в порядке нитки для вышивания, исполняя обязанности личного секретаря или управляющего поместьем, нянчась с детишками и выполняя тому подобные обязанности прислуги считалось высокой честью (и обещало высокий доход), и этой чести добивались многие дворянские семьи. (При этом более "низкие" обязанности прачек, посудомоек, уборщиков, садовников и т. п. выполняли люди из простонародья). Так что если у отпрыска одного из четырех Великих домов вдруг обнаружился личный слуга не из дворянского сословия, присмотритесь к слуге повнимательнее - возможно, он из Баскервилей.
читать дальше?Слова "рыцарь", судя по всему, обозначают не принадлежность к определенному сословию, а род занятий. Так, Брейка, бывшего рыцаря дома Синклеров, называют просто слугой Рейнсвортов; оперативников Пандоры неоднократно называют рыцарями, служащими четырем домам, но Лиама рыцарем дома Барма никто не зовет. Скорее всего, под словом "рыцарь" понимается человек, служба которого так или иначе связана исключительно с боевыми действиями - например, охраняющий господина, членов его семьи или его владения, служащий в боевом подразделении и т. п.
При этом как минимум персонажи с именами не строят свою систему ценностей на принципах корпоративной лояльности или вассальной верности, для них важнее конкретные люди, чем род или организация. Например, Лиам пытается защитить друга от своего господина, так что ему после легкой нарезки железным веером перевязка требуется. Брейк и вовсе готов сотрудничать с Баскервилями, и упрекает Барму не в сотрудничестве с ними, а в том, что тот ранил Шерил. Впрочем, Брейка можно понять. Во-первых, верность роду Синклеров привела и его, и единственную выжившую представительницу рода известно к чему. Во-вторых, дом Синклеров был противником четырех герцогских домов в их борьбе за власть, и уничтожили Синклеров именно эти четыре дома. Есть какая-то жестокая ирония в том, что Брейк как сотрудник Пандоры подчиняется людям, отцы или деды которых уничтожили полстолетия назад тех, кто был ему дорог. Создалось впечатление, что он, слуга Рейнсвортов, даже не знает, были ли они причастны к уничтожению Синклеров. Кроме того, о работе Пандоры он немного знает - об экспериментах над детьми-сиротами или безработными и бездомными, например, или о репутации Найтреев, наверняка появившейся не на ровном месте. И эпизод с попыткой отравления Шерон тоже примечателен. Когда один из Баскервилей ее ударил, Брейк, двумя ногами в могиле стоя, начал всех на окрошку крошить. А когда Винсент Найтрей едва не спровадил ее на тот свет, Зарксис спокойно говорит: "Такое бывает при разборках знати, раз никто не пострадал, не стоит устраивать скандал, Рейнсворты ведь тоже не овечки" - и создается впечатление, что подобные разборки союзников-герцогов из Пандоры - дело обычное и привычное. Учитывая все это, понятно, почему Брейк не заморачивается преданностью знатному дому или организации и заботится исключительно о дорогих ему людях вроде Шерон, Шелли, Гила или Лиама, и Лиам в экстремальных ситуациях способен поступать так же. На фоне этих персонажей и массовки отношение Гила к Озу и Безариусам выглядит очень необычно, но Гил - хотя и потерявший память, но все-таки Баскервиль, а это отдельная тема. ))* Баскервили, как известно, весьма необычные личности, и проявляется это не только в их способностях, но и в принципах социальных отношений. Они служат не роду, они служат не человеку - они служат имени.
читать дальше?Винсент приводит к ним мальчика-подростка, которого они видят впервые в жизни, - и они падают перед ним на колени и убьют или умрут по первому его слову просто потому, что его зовут Глен и он видит золотые огоньки. У Баскервилей, судя по всему, нет разделения на членов правящей семьи и вассалов семьи: ведь сама принадлежность к роду определяется не кровными связями или социально-имущественными отношениями, а наличием сверхъестественных способностей, связью с Бездной; титул главы семьи передается тому, у кого эти способности на очень высоком уровне, за исключением этого все, принадлежащие к роду, равны, равно беспрекословно подчиняются главе семьи и, судя по всему, относятся друг к другу как к родственникам. Личных слуг ни у кого из Баскервилей нет, они живут по принципу "Джентльмен - это такой барин, который сам надевает себе носки" (с) х))), хотя и имеется прислуга в поместьях, которая занимается стиркой-уборкой-готовкой. (Единственное исключение - это Глен, но и это исключение необычно). Какой-то охраны из числа наемников или вассалов в поместьях тоже нет - каждый Баскервиль, даже женщина или ребенок, должен владеть какими-то навыками самозащиты, а при случае - и нападения; для милой барышни Лотти боевые кинжалы - такой же элемент повседневности, как и роскошные платья с кружевами и цветочками.
Глен Баскервиль - единственный, у кого есть личный слуга. Прикол заключается в том, что личным слугой, как правило, становится будущий Глен. И в этом есть своя логика. Сначала ребенок выполняет нехитрые обязанности маленького пажа - приносит господину чай и мелкие съедобности и прочее, что может понадобиться, карандаши затачивает, сопровождает его с декоративным кинжальчиком и т. п. , и в то же время узнает разную информацию о Бездне и Баскервилях. Постепенно поручения становятся серьезнее, круг обязанностей - обширнее, делегирование полномочий принимает больший размах - будущий глава семьи становится правой рукой нынешнего главы семьи, пока не унаследует титул. Таким образом наследник, которому в будущем будет беспрекословно подчиняться множество людей, узнает с детства на собственном опыте, что такое беспрекословное подчинение, какими бывают принципы руководства и последствия действий руководителя, знакомится много лет на практике со всеми аспектами жизни и деятельности Баскервилей и жизнью страны - и в теории благодаря этому должен стать хорошим руководителем, когда унаследует титул. Правда, за исключением прислуживания хозяину и беспрекословного подчинения, отношения Глена и его слуги больше похожи на отношения друзей или родственников. И, возможно, потерявшему память Гилу было так легко перенести отношение к Освальду и Баскервилям на Оза и Безариусов, что в их доме к нему тоже относились не просто как к прислуге, но и к родственнику и другу?* А вот в объясняющий преданность Гила господину детский гипноз верится с трудом.
читать дальше?Во-первых, будь он действительно загипнотизирован, он не смог бы проявить рассудительность, когда лет в 15 направил пистолет на Зая - он бы его попросту пристрелил. Во-вторых, подчинение Цвай тогда бы засбоило - два взаимно противоречащих элемента двух программ и завис системы был бы в итоге. И, кроме того, крышу Гилберту начинает сносить во вполне определенные моменты. В первый раз это происходит, когда сдвинулась стрелка на печати Оза - и при этом Эхо "зацепило" эффектом изменения печати. Во второй раз они находятся недалеко от камня печати, крышу сносит Озу - причем точно так же, "убивай! убивай!", стрелка на печати Оза сдвигается - и одновременно переклинивает Гила. У переклина оказываются последствия в виде больничного режима Брейка - и это + Брейкотерапия +, возможно, еще какие-то причины помогают Гилу справиться с собой, а вот Оза глючит еще дважды, причем оба раза - там, где есть камни печати. Так что, скорее всего, дело тут не в гипнозе. Просто Гил и Оз связаны печатью, сдерживающей силу Оза. А еще у них общая деталь биографии - у каждого из них был дорогой человек, которому они были благодарны за многое и хотели его защитить. И в том, и в другом случае этот человек умер, потому что хотел защитить их, и они винили себя в этой смерти. Вот и объясняется этим крышеснос у этих двоих каждый раз, когда что-то влияет на их память - например, они оказываются среди осколков воспоминаний или искаженных воспоминаний и иллюзий прошлого, или сдвигается печать, освобождая силу Черного Кролика, или камень печати с этой силой резонирует. А "бабуля" из воспоминаний Гила... Что ж, возможно, она действительно была и о чем-то подобном с Гилом говорила. Но все-таки порожденные Бездной иллюзии и осколки воспоминаний о прошлом - это совсем не то же самое, что память о прошлом как таковая, и неизвестно, как все было там, в прошлом, в точности. Так что дело не в гипнозе, мне кажется. )"Ну что, вам надоело? А мне еще нет" (с). Продолжение следует.