Заинтересовался разрядами Хиджикаты и Нагакуры в фехтовании. В итоге у меня есть немного матчасти по разным темам и несколько вопросов для опытных бакуманов. )
Насчет системы рангов в разных стилях кендзюцу (и не только) я прочитал следующее:
Слово «рю» или «стиль» означает не только стиль владения мечом – это понятие применимо в целом к стилям различных искусств (рю-ха), практиковавшихся в старой Японии и применявших систему ранжирования по лицензиям («мэнкё» буквально значит «лицензия»). Эта система применялась в 18 видах боевых и спортивных искусств, таких как стрельба из лука (кюдзюцу), верховая езда (бадзюцу), фехтование мечом и нагинатой, метание ножей и сюрикенов (сюрикендзюцу), плавание, владение копьем, скрытное наблюдение (шинобидзюцу) и т. п. – в общем, в боевых и спортивных ис-вах с элементом «дзюцу» - «искусство» - в названии - а также в каллиграфии, японской живописи суми-э и чайной церемонии, у которых тоже есть много школ/техник/стилей (слово «рю» можно перевести любым из этих понятий). Что же касается привычного нам ранжирования по кю и данам и (иногда) маркирования уровня овладения техникой цветом пояса, это свойственно боевым искусствам с элементом «до» - «путь» - в названии (дзюдо, айкидо, каратэ-до, кэндо, йайдо и т. д.), а также некоторым играм (например, «шахматам» го и сёги или кэндама – японскому аналогу бильбоке).
Как уже говорилось, «мэнкё» буквально значит «лицензия». Это название не случайно, поскольку при присвоении каждого ранга ученику вручался сертификат или собственноручное письмо учителя. Присвоение высоких рангов также часто сопровождалось вручением манускрипта, содержащего инструкции или секреты основателя школы.
читать дальше?Некоторые такие манускрипты-деншо содержали подробные инструкции и иллюстрации с описанием различных техник. Другие использовали описательные слова, служившие для лучшего запоминания сложных техник. Поздние документы сами по себе казались бессмысленными для посторонних, не знакомых со специфическим языком, использовавшимся последователями определенного стиля.
В системе мэнкё было в целом мало рангов. Если сравнивать ее с распространенной в современном обществе системой данов и кю, то в последней в зависимости от искусства и стиля может быть примерно десять кю (ученических степеней) и еще десять данов (мастерских степеней). Число же рангов в различных рю-ха, где применялась система мэнкё, – как правило, от трех до пяти, хотя были и стили различных искусств, где было два или целых девять рангов. При этом в каждом стиле были собственные критерии выдачи лицензий ученикам, и на первый взгляд соответствующие друг другу ранги разных стилей на самом деле не были идентичны. Путь от одной степени мастерства до другой мог занимать от нескольких месяцев до нескольких лет – в зависимости от стиля или мировоззрения учителя. Но при этом у систем рангов различных стилей были и общие черты.
Низшая степень в разных стилях называлась по-разному, но всегда обозначала людей, которые только начинают постигать технику и еще не владеют ею.
Второй уровень если не во всех, то во многих стилях назывался мокуроку. У этого ранга могло быть два уровня – низший и высший, - которые тоже назывались в разных стилях по-разному. Суть была в том, что «мокуроку» буквально означает «список», «регистр». Степень мокуроку означала, что получивший ее входит в списки людей, практикующих данный стиль, овладел техникой в должной мере для ее применения. До этого имя человека не может упоминаться среди мечников, владеющих данным стилем.
Следующий разряд, совпадающий практически во всех школах, «мэнкё». Получивший этот разряд получает лицензию, дающую право обучать фехтовальному стилю. Эта степень символизирует, что практикующий стиль овладел мастерством в достаточной степени, чтобы быть самостоятельным наставником – до этого он мог быть разве что помощником своего учителя.
Высшая ступень (тоже называемая в разных стилях по-разному, например, мэнкё кайден или синан мэнкё) означает полное постижение стиля, всех его тонкостей, всех секретных техник и т. п. Получивший этот ранг имеет полное право обучать своих учеников даже самым секретным приемам и техникам своего стиля. Человек, получивший ранг мэнкё, мог открыть своё додзё (так было принято если не во всех школах, то во многих), но вот стать новым главой школы мог только человек, достигший высшей ступени.
( http://judoinfo.com/ranks.htm , «Don Cunningham. Belt colors and ranking tradition») Здесь все понятно. А вот когда я захотел лишний раз уточнить ранг Хиджикаты, непонятности начались. Да и с Нагакурой дело, похоже, обстоит не лучше (во всяком случае, если не знать японского).
Как пишет в примечании к книге «Шинсенгуми» Хиллсборо,
«Система рангов в стиле Тенен Ришин, практиковавшемся в принадлежащем семье Кондо додзё Шиэйкан, состояла из пяти рангов (от низшего к высшему): читать дальше? - кириками
- мокуроку
- чугокуи мокуроку
- мэнкё (ранг, дававший возможность быть инструктором додзё, ассистируя его главе)
- синан мэнкё (высшая ступень, позволявшая открывать собственное додзё и обучать учеников; традиционно требовалось около пяти лет упорных и тяжелых тренировок, чтобы заслужить ранг мэнкё)» (22)
Я как-то привык, что у Хиджикаты был разряд мокуроку – на встречавшихся мне русскоязычных сайтах об этом писали единогласно, в «Самурай-вики» упоминалось, что Хиджиката получил только разряд мокуроку, но его имя было внесено в Bujutsu Eimei Roku (интересно, что это, кстати; я погуглил, но ничего не нашел (( ). «Он был выдающимся мечником, хотя и не стал мастером стиля Теннен Ришин», - пишут в англовики, «по-японски» (возможно, в стиле бывших источниками статьи японских сайтов) сообщая, что разряд мэнкё Хиджиката не получил. Однако же Хиллсборо пишет: «Хидзиката официально поступил в додзё Кондо только весной 1859 года, несколько лет спустя после их встречи. В Сиэйкане Хидзиката… получил разряд мэнкё». С одной стороны это стыкуется с вышепроцитированным примечанием о том, что инструктором, помощником учителя становился человек, получивший ранг не ниже мэнкё. С другой стороны, в той же главе Хиллсборо пишет «Яманами вместе с Хидзикатой и Окитой сделался помощником учителя», а о Яманами мне вообще не встречалось упоминаний, что он получил в Теннен Ришин какой-либо разряд выше ученического. Так что, кажется мне, где-то у Хиллсборо неточности – либо Хиджиката разряд мэнкё не получал, либо инструктором в додзё Шиэйкан можно было стать с рангом ниже мэнкё, либо Яманами в Шиэйкане инструктором не был, либо там неточности сразу по паре пунктов. Так что если кто-то из бакуманов со стажем поможет в этом разобраться, спасибо скажу. Не лучше (а хуже) дело обстоит и с Нагакурой.
читать дальше?«Еще мальчиком Нагакура начал заниматься кендзюцу, сперва под руководством учителя своего отца, признанного мастера стиля Синто Мунэн. Как один из лучших учеников своего учителя он получил разряд мокуроку в семнадцать лет. Будучи немногим старше двадцати, он проверял свое умение, путешествуя по школам других стилей неподалеку от столицы. Вернувшись в Эдо, он стал помощником учителя при мастере прославленного стиля Хокусин Итто. Примерно в это время он начал посещать додзё Кондо Исами. Хотя, согласно воспоминаниям самого Нагакуры, он никогда официально не вступал в Сиэйкан…» (с, Хиллсборо).
«С восьми лет Нагакура обучался стилю Синто Мунен в додзё Окада Тошисада, в 18 лет он достиг уровня мокуроку (6-й дан) и получил сертификат мэнкё кайден. В 19 лет он оставил службу клану Мацумаэ, чтобы путешествовать и улучшать свое мастерство. Какое-то время он провел в практиковавшем Синто Мунен додзё Юримото Шудзу. Нагакура также занимался в додзё Цубоучи Шуме, где преподавался стиль Сингёто. Там он встретил Шимада Кая. Примерно в 1861-м он начал брать уроки в Шиэйкане у Кондо Исами», - (с, англоВики)
«Он обучался стилю Синто Мунен в додзё Гекикенкан, где получил разряд мэнкё, и стилю Сингёто в додзё Цубоучи Шуме. (Там он встретил Шимада Кая). Он тренировался в Шиэйкане…», - (с, самурайвики).
На одном из русскоязычных сайтов пишут, что Нагакура начал изучать кендзюцу в 8 лет, получил высшее неучительское звание (мокуроку) в 22 года, в 19 лет решил начать путешествовать, чтобы усовершенствовать знания, некоторое время учился в школе Шинто Мунен Рю у Яримото Шозо. Там Нагакура познакомился с Шимадой Каи и вместе с ним в 1961 году отправился подучиться в Шиэйкан. А еще ему удалось получить разряд мэнкё кайден у Окада Дзюнмацу. ______
При этом статья англоВики, посвященная стилю Синто Мунен, сообщает следующее (без указания источников):
Стиль Синто Мунен был основан в начале 18-го века, линия наследников основателя стиля была представлена додзё в Эдо. В эпоху Бакумацу в Эдо и разных провинциях было несколько додзё, где практиковали этот стиль, зачастую независимых друг от друга и порой практиковавших собственные разновидности стиля. Так, додзё Гекикенкан, где тренировался Нагакура, было основано Окада Дзюнмацу Йошитоши – третьим главой школы Синто Мунен и создателем собственной разновидности стиля – Окада-ха Синто Мунен, преемником которого был Окада Тошисада. Там же, пишет Вики, тренировался и Ито Кашитаро.
читать дальше?Также упоминаются додзё во владениях кланов Чошу, Мито, Омура и Хачинохе, где тренировались самураи этих кланов. В частности, именно в додзё клана Мито тренировался и получил «преподавательский» разряд Серидзава (как и положено самураю Мито). А четвертого главу школы Синто Мунен, Сайто Якуро, называют одним из трех великих мечников Эдо (а основанное им додзё Ренпейкан – одним из трех великих додзё). Среди его учеников были Кацура Когоро и Такасуги Шинсаку, а Кацура Когоро, если верить Вики, был также одно время ассистентом учителя, т. е. инструктором.
Ранги фехтования известных личностей эпохи Бакумацу в стиле Синто Мунен согласно Вики выглядят так:
* Кацура Когоро, он же Кидо Коин, он же Кидо Такаёши – синан мэнкё (высший ранг)
* Такасуги Шинсаку – мокуроку
* Нагакура Шинпачи (он же Симпати) - мэнкё
* Серидзава Камо – мэнкё
* Ито Кашитаро – мэнкё______
Что же касается Сингёто-рю, стиль был создан в 1682 году. Сингёто-рю уделяет большое внимание философии фехтования, особенно принципу «то-хо-но-сё-син» или «сердцу меча». В основу школы вошли такие дисциплины, как кэндзюцу (фехтование мечом; изучались фехтование одати (один из видов длинного меча), кодати (разновидность короткого меча, который могли носить не только самураи, но и торговцы), нито (фехтование двумя мечами), иайдзюцу (искусство внезапной атаки или контратаки с использованием меча; в отличие от кэндзюцу изучается не фехтование, а именно мгновенное поражение противника с изначально убранным в ножны клинком) и нагинатадзюцу (фехтование японской алебардой). Во времена периода Бакумацу додзё школы, Рэнбукан, было одним из четырех крупнейших додзё в городе Эдо.
Видюшка фехтования с двумя мечами
для тех, кто захочет скосплеить Нагакуру.
_____
Итак, у меня складывается следующая картинка:
читать дальше? Нагакура, живший с младенчества в Эдо в представительстве клана Мацумаэ как сын служащего клану самурая, с восьми лет начал тренироваться в додзё Гекикекан у Окада Тошисада, в 17/18 лет получил какой-то разряд, после чего в 18\19 лет (1858-й г.) отказался от службы клану, чтобы иметь возможность путешествовать и усовершенствовать мастерство фехтовальщика. И в течение трех или более лет он тренировался в находившихся в Эдо и его окрестностях додзё - в первую очередь в додзё, практиковавших Синто Мунен, а также занимался в додзё Цубоучи Шуме, где преподавался стиль Сингёто. Там он встретил Шимада Кая. Примерно в 1861-м он начал брать уроки в Шиэйкане у Кондо Исами.
* Я пишу два варианта возраста, потому что в старой Японии к возрасту ребенка добавлялся один год, который он провел в утробе. Так что возраст людей той эпохи «на современный лад» = «возраст, указанный в старых источниках, минус один».
* Мне не очень верится в то, что Нагакура мог быть помощником учителя в школе, практиковавшей Хокусин Итто, поскольку нигде не упоминается, чтобы он обучался этому стилю, а человека «с улицы» вот так просто инструктором не поставят. Но если у кого-то из бакуманов есть содержательная информация по поводу – скажу спасибо за рассказ. ))
* Насчет разряда Нагакуры – здесь наверняка какие-то загвоздки с трудностями перевода, поэтому буду искренне благодарен за информацию знающим японский бакуманам. ))Ну и раз уж было об этом упоминание – пусть тут будет офтопом пара слов о трех великих додзё Эдо конца эпохи сегуната. )) (увидел в сети на английском, без указания источников, кто неточности и неправильности найдет – пусть поправит).
читать дальше?«В 1830-х-1860-х в Эдо появилось много додзё. Боевые искусства, включая кэндзюцу, ранее практиковались только сословием воинов-буси, но в 19-м веке это правило уже не имело прежней силы, и боевыми искусствами занималось и простонародье. В Эдо тогда было три великих додзё.
В Генбукане Чиба Сусаку, основателя стиля Хокусин Итто, было, как говорят, 3600 учеников. На официальном сайте Хокусин Итто, активно практикующемся и в наши дни, пишут, что Чиба Сусаку был равен легендарному Миямото Мусаси, а то и круче. Х) Этот стиль оказал значительное влияние на формирование техники современного кэндо.
Ренпейкан Сайто Якуро («могучего Сайто»), где обучали Синто Мунен-рю, также входил в тройку. Третьим великим додзё был Шигакукан Момонои Сундзо, мастера Кьёшин Меичи-рю. Говорят, что Чиба Сусаку владел величественной и возвышенной техникой боя, Сайто Якуро был невероятно силен, а Момонои Сундзо – донельзя элегантен.
Также было известным додзё Одани Джикишинкагэ, где обучали стилю Джикишинкагэ. Руководитель додзё Одани Сейичиро стал впоследствии инструктором кэндзюцу в Кобусё (Кобусё – военная академия, созданная сёгунатом в 1856-м году и расформированная в 1866 –м. В ней обучались вассалы сёгуна и их сыновья. В списках преподавателей помимо абсолютно незнакомых мне имен есть Кацу Кайшу и Мацудайра Чикараноскэ )) ).