Читал на прошлой неделе англовики об образовании в Корее эпохи Чосон.
(Что еще почитать на эту тему, пока не знаю; плюс в прочитанных статьях есть отдельные противоречия в деталях и противоречия с отдельными моментами у Курбанова. Но корейская средневековая система образования - это в любом случае тема для большой отдельной записи, и об этом будет не здесь и не сейчас). С братом некоторые моменты из статей пообсуждали, без шуток не обошлось. Несколько коротких стебчиков на тему "обучение в Сонгюнгване" "сгенерили", я их на память сейчас запишу. ))
- Студентам королевской академии Сонгюнгван было запрещено чтение буддийских и даосских сочинений. Считалось, что буддийское и даосское вероучения полны суеверий, и истинно ученому мужу не подобает увлекаться ими.
(См. новеллу Ким Сисыпа "Про остров на юге, плавающий в огне": "Чжоу-гун и Конфуций в своем учении заблуждения побеждают истиной, Гаутама же тщится заблуждения устранить с помощью заблуждений. Когда заблуждение побеждается истиной, слова прямы и правдивы; когда заблуждению противопоставляется заблуждение, слова вздорны. Прямому и правдивому охотно следуют благородные мужи. Вздорное по душе людям ничтожным.) При этом студентам позволялось пить алкоголь по определенным поводам, они могли получать вино в подарок.
Так и представляю:
- Я почитаю буддийские сутры.
- Как ты можешь! Ты же благородный муж из ученого сословия! Будущий столп государства, опора государя и страны! Тебе надлежит неустанно укреплять свой дух и просвещать разум, дабы являть окружающим образец мудрости и благородства, а ты хочешь читать учение невежественных неграмотных дикарей из Индии. Это же аморально! Пойдем лучше вина надербенимся.
- Пойдем!
- В Сонгюнгван не допускались женщины.
- Только учиться или и в качестве прислуги тоже?
- Учиться им не позволяли точно, а вот насчет прислуги не знаю. Но если там была женская прислуга, могли возникать определенные... интересные ситуации.
При обсуждении ситуаций появилась зарисовочка:
Студенты обедают в столовой, женская прислуга накрывает на стол. Хорошенькая официанточка задевает бедром сына главного министра и мило смотрит ему в глаза, хлопая ресницами. Через три месяца сын главминистра обращается к отцу:
- Пап, прислужница Академии от меня беременна. Я не могу во время учебы взять ее в наложницы, поэтому, пожалуйста, дай ей денег на первое время, чтобы она могла спокойно родить и вырастить ребенка.
Разгневанный отец: - Ах ты распутный щенок! Тебе сейчас нужно об учебе думать, а ты со служанками разврат разводишь! Семью позоришь! Юноше из благородной семьи нужно думать, как сдать экзамены и чиновником стать, а потом на девице благородной жениться. Посмотри на меня - я сначала министром стал, взяток нагреб полные амбары, из казны добра наворовал, у государя пожалований выпросил столько, что правнукам хватит, за мамой твоей приданое большое взял и благодаря поддержке ее отца в главные министры вылез, а потом уже трех наложниц завел, по кисэн ходить стал и служанок вниманием благодетельствовать. А ты, паршивец, на отцовской шее сидишь, за мой счет ешь и пьешь, а туда же - блудить полез.
- Пап, ну она меня просто бедром толкнула. Я же не знал, что от этого дети рождаются.
Главный министр: -
На следующий день на заседании Государственного совета главный министр обращается с докладом к королю:
- Ваше величество, я думаю наша система образования слишком оторвана от жизни. Обучение нашей элиты сосредоточено на изучении литературы и конфуцианской классике. Юноши из благородных семей, будущая опора и цвет нации, тратят многие годы на то, чтобы научиться писать сочинения-эссе и зубрят наизусть сочинения конфуцианцев, живших сотни лет назад и ничего не знавших о нынешней жизни. Я думаю, при образовании современной знатной молодежи необходимо больше внимания уделять имеющим практическое значение познаниям. Современная знатная молодежь должна изучать иностранные языки, кроме китайского, архитектуру и инженерное дело, астрономию и экономику, медицину и юриспруденцию.
Особенно медицину и юриспруденцию, ваше величество!
И еще одна зарисовочка.- Студенты Сонгюнгвана часто обращались к королю с прошениями и протестами при принятии государем каких-нибудь политических решений. Если к ним не прислушивались, они устраивали демонстрации. Студенты были не только в большинстве своем родственниками политической элиты, но и носителями конфуцианской идеологии и мудрости, уже проявившими свои знания и устремления на отборочных экзаменах, поэтому их выступления вызывали общественный резонанс. Помнишь, в разных дорамах про Чосон их тоже показывали.
Правда, я не знаю, проводились ли эти студенческие демонстрации по инициативе самих студентов, или их преподаватели выводили. Ну, знаешь, как у нас - собрали народ и в добровольно-обязательном порядке на митинг, со списками, кто пошел, кто не пошел... Не буквально так, конечно, но...
В общем, зарисовочка:
Преподаватель Сонгюнгвана - студентам:
- Государь собирается объявить престолонаследником недостойного сына недостойной женщины. Идемте объявлять по этому поводу протест.
Студент: - А если я не хочу протестовать?
Преподаватель: - Тот, кто равнодушен к судьбам страны, не может называться благородным ученым мужем. И зачет на знание конфуцианских книг мудрости такой человек сдать не сможет.
Студент: - Намек понял.
Спустя три месяца, королевский прокурор: - Студент Пак Ёль, вы подавали протест против того, чтобы высочайше назначенный государем наследный принц стал его преемником?
- Мне преподаватель сказал...
- Ваш преподаватель уже на Чеджу. И вы вскоре туда же поедете.
* * *
Хотя с другой стороны, хотя преподаватели и были чиновниками с определенными политическими взглядами, как минимум некоторые из которых состояли в родстве с сановниками из политических фракций, но не стоит думать о студентах как о несамостоятельных личностях. Все-таки эти молодые (а порой и не слишком молодые) люди, многие из которых принадлежали к элите общества, с детства привыкали думать себе как о членах семьи и рода и готовились стать вовлеченными в государственную политику чиновниками в будущем. И в Сонгюнгване, и в провинциальных училищах-совон, готовящих к сдаче госэкзаменов, существовало деление студентов на политические фракции. В общем, едва ли будущие ученые-чиновники предпринимали что-либо исключительно по "отмашке" преподавателей.
Ну и не стоит забывать, что хотя во все времена во всех странах в поведении и поступках людей есть много общего, но и отличия тоже есть. Например, элита средневекового Чосона не покупала поместья в Индии, России и Японии, не хранила там свои средства и не отправляла туда своих детей жить, учиться и работать (во имя любви к Корее и государю и презрения к грубым и невежественным варварам, населяющим эти страны, само собой Х)) ). Студенты Сонгюнгвана и служащие чиновники могли устраивать протесты _против_ решения правителя и нижайше благодарить его, если он внял их словам, но им наверняка показались бы странными специальные шествия "в поддержку политики" правителя (потому что если ты с правителем реально согласен, это проявляется в том, что ты ему служишь или учишься, чтобы служить; зачем же всякими нелепостями заниматься). Долгом ученого-конфуцианца считалось напоминать государю о долге перед народом и страной, а не объявлять "пятой колонной" тех, кто посмеет о чем-то подобном сказать. И мне трудно представить, например, студента или преподавателя Сонгюнгвана, который, нацепив очки, поставив на стол глобус и свою фотографию, листая Теккерея и французские порнороманы и запивая шоколад коньяком, рассуждает о том, что все, исходящее с Запада, - гниль и зло, а у Кореи особый путь, и ей нужно отгородиться от всех железным занавесом. И правнука наложницы из семьи буддистов - студента или преподавателя Сонгюнгвана - который рассуждает, что, мол, "при Йонсан-гуне хорошо жилось - Сонгюнгван закрыли и в место развлечений короля с наложницами превратили, столичный буддийский монастырь тоже в место развлечения с наложницами превратили, конфуцианцам репрессии устраивали. А при таких-то государях правнукам наложниц запрещалось экзамены сдавать и чиновниками быть, тогда тоже хорошо жилось. А сейчас все развалили, сильной руки нет, куда Чосон катится" - такого человека мне тоже представить трудно. Х)
В общем, жизнь и поведение людей во все времена во всех странах в чем-то похожи. И во все века во всех мало-мальски развитых странах существовали и карьеризм, лицемерие, шовинизм и "кумовство", стяжательство и безграмотность, и образованность, принципиальность, профессионализм, талант и искренняя вера в идеалы. Но при этом жизнь в разные эпохи в разных странах во многом и отличалась. Так что не стоит мне о студенческой жизни в Чосоне только по знакомым мне реалиям судить. ))