Жара от 30+ до почти 40 градусов - самое время вытащить из черновиков парочку заметок об НГ и Рождестве Х))
Календарь европейских - и не только европейских - праздников в прошлые века был тесно связан с религией. Традиция праздновать так называемые Двенадцать дней - непрерывный цикл религиозных праздников, начинающихся с Рождества 25 декабря и заканчивающихся Двенадцатой ночью (праздник Богоявления; день, когда, согласно Евангелиям, волхвы пришли поклониться младенцу Христу) 5 января - появилась благодаря решению церковного Собора в Туре в 567 году. Эта традиция прижилась далеко не сразу, однако в 12-м веке была уже привычной частью жизни. Празднование Нового года также было частью святочных гуляний. Традиция, согласно которой именно с Рождества начинается празднование основных зимних праздников, школьные каникулы и т. п., сохраняется во многих западных странах и в наше время. Рождество празднуют не только христиане как религиозный праздник; для многих не-христиан это часть культурной традиции общества, в котором они живут.
Первый в Европе праздник Рождества, упоминаемый в известных в наше время письменных источниках, датируется 336 годом. (Манускрипт, где сказано о празднике, был написан в 354 году и основан на более ранних источниках). Ни в одном из религиозных текстов не упоминается, когда был рожден Христос - и, соответственно, когда именно праздновать Рождество, поэтому изначально с этим были связаны определенные дискуссии. В начале 4-го в. римская церковь установила как дату празднования Рождества 25 декабря. (25 декабря было датой зимнего солнцестояния по старому римскому календарю; во многих античных и раннесредневековых текстах отмечалась символичность даты праздника - рождение новой надежды для человечества в самую темную ночь года). В наше время значительная часть стран празднует Рождество 25 декабря по Грегорианскому календарю, однако в некоторых православных странах принято отмечать Рождество 25 декабря по старому Юлианскому календарю (7 января по Грегорианскому).
Из-за этого старые праздничные традиции оказываются нарушенными, поскольку Новый год (отмечаемый по Грегорианскому календарю) приходится на время рождественского поста. Так или иначе, для многих людей дата праздника - это, скорее, условность, а главным остается его смысл.
Современное английское название Рождества - "Christmas" - сокращенная форма словосочетания "Christ's mass" (богослужение в честь Христа). Впервые упоминание этого слова на староанглийском - Crīstesmæsse - встречается в рукописи 1038 года; в 1131 году название праздника записывалось как Cristes-messe. В средневековых европейских языках встречались и названия праздника, означающие собственно "рождество, рождение": например, англо-саксонское Nātiuiteð (от латинского "nātīvitās") или старофранцузское noël /naël, (от лат. nātālis). (Пер/Папа Ноэль, рождественский дед франкоязычных/испаноязычных стран зовется так именно поэтому). Традиции, связанные с празднованием Рождества в различных странах в наше время, представляют из себя "культурный сплав" христианских, дохристианских и поздних местных верований и обычаев.
Зимние праздники еще с языческих времен были связаны у европейских народов с почитанием вечнозеленых растений, олицетворявших неизменность жизни посреди умирающей природы. Впоследствии в христианской традиции эти растения стали символами и атрибутами Рождества. В Британии такими растениями были плющ и падуб (остролист). В кельтской мифологии считaлось, что Король-пaдуб цaрствует в течение полугодa с летнего до зимнего солнцестояния, когдa его побеждaет Король-дуб, который цaрствует до следующего летнего солнцестояния.
Еще несколько словВ дохристиaнские временa мaльчикa нaряжaли в "костюм" из листьев пaдубa, a девочку - из плющa, и они ходили по деревне, в сaмую холодную и мертвую чaсть годa призывaя Природу возродиться и принести плодородный год. В последующие века падуб стал считаться символом Рождества в некоторых областях Британии. В христиaнском мировоззрении его листья с шипaми олицетворяют терновый венец и стрaдaния Христa, a ярко-крaсные ягоды - кровь, пролитую во спaсение человечествa (иногдa дaже считaлось, что и крест, нa котором был рaспят Христос, был сделaн из пaдубa). Об этом, нaпример, поется в aнглийской рождественской песне "Пaдуб и плющ" (The Holly and the Ivy). Дома к праздникам украшались остролистом, плющом и другими вечнозелеными растениями, а сюжет о победе короля Падуба в битве использовался в рождественских пьесaх, игрaвшихся во время святок. Король-пaдуб изобрaжaлся в виде сильного великaнa, покрытого листьями пaдубa и держaщего связку веток этого рaстения.
Что касается знакомой нам елки, многие ученые считают, что это вечнозеленое растение тоже почиталось в языческой традиции, только не британскими кельтами, а германцами материковой Европы. Согласно распространенному мнению, в ночь зимнего солнцестояния к ветвям почитаемых елей или сосен привязывали вотивные приношения, а принести домой ветку ели считалось благословением. Отсюда впоследствии произошел обычай ставить в домах на Рождество наряженные елки. Точно неизвестно, когда появились в немецких домах наряженные ели, - возможно, еще при Мартине Лютере, в 16-м веке, возможно, в 18-м, однако в конце 17-начале 18 века в Германии определенно существовал обычай украшать дома сосновыми и еловыми ветвями под Новый год, заимствованный Петром Первым. Из Германии традиция пришла в Великобританию - первые рождественские елки появились благодаря королеве Шарлотте, супруге Георга Третьего, а благодаря принцу Альберту в начале правления королевы Виктории обычай быстро распространился. В 1840-м году в США была опубликована фотография наряженной рождественской ели королевы. Так обычай наряжать елку распространился и за океаном.
Свечи сменились электрическими гирляндами, но гирлянды, венки и другие украшения из плюща, остролиста и других вечнозеленых растений, так же как и рождественская елка, - по-прежнему непременный атрибут рождественско-новогодних праздников в США и Европе, хотя и мало кто помнит, как появилась такая традиция.
Кстати, почитание вечнозеленых растений и вечнозеленые растения как атрибут зимних праздников существовали не только в Европе. Так, японцы считали священным дерево сакаки, а в японских легендах упоминается растущий на луне лавр, под которым готовят снадобье бессмертия. В эпоху Хэян в качестве новогоднего украшения использовали… да, ветки падуба, считавшиеся символом Нового года. Сосна и бамбук также с давних времен были новогодним японским украшением.
О традиции новогодних подарков в языческой Западной Европе мало что известно, хотя святой Элигий (умер в 659 или 660 г.) отметил существовавший в 7-м веке у языческих народов Фландрии и Нидерландов обычай обмениваться подарками во время Йоля. (Поскольку празднование дня зимнего солнцестояния было связано с языческим культом природы, вышеупомянутый святой стремился отменить связанные с ним обычаи, призывая местных людей не делать маленькие фигурки Старухи или оленей, не накрывать столы для домашних духов на ночь, не обмениваться новогодними дарами и не предлагать друг другу напитки (видимо, хмельные) в чрезмерных количествах.)
Не знаю, связана ли современная традиция встречать Рождество и Новый год с накрытым столом с описанной здесь традицией готовить в праздничную ночь угощение для духов и имеют ли какое-то отношение йольские фигурки оленей к тому, что в наше время Санта-Клаус изображается ездящим на санях, в которые запрягают оленей. Однако совершенно точно известно, что с распространением христианства в Европе празднование Йоля постепенно исчезало, но некоторые связанные с ним традиции стали частью рождественских и новогодних праздников.
В раннем Средневековье Рождество не всегда было самым популярным и почитаемым зимним праздником; в некоторых странах в определенные исторические периоды с гораздо большим размахом праздновали Богоявление. В 800 году Карл Великий был коронован как Император Запада в день Рождества; это стало символом значимости праздника. Впоследствии так поступали и другие западноевропейские монархи - король Эдмунд Мученик был помазан на царство в рождественский день 855 года; Вильгельм Завоеватель также был коронован в Рождество. В годы Высокого Средневековья праздник Рождества играл настолько значительную роль в общественной жизни, что хронисты регулярно и скрупулезно записывали, как владетельные особы отмечали Рождество и святки; благодаря этому мы можем составить представление об этих праздниках в Средние Века. Например, как мы знаем, под Рождество и Новый год устраивались пиры. Кабан или боров, которого принято было у германских народов съедать в праздник Йоля, занимал достойное место и на рождественском столе. Естественно, кабаном дело не ограничивалось – так, на рождественском пиру, устроенном Ричардом Вторым в 1377 году, было съедено 28 быков и 300 овец. Рождественские песнопения также были популярны. Обычно их исполняла группа танцоров – «солист» стоял в центре, а подпевающий ему хор танцоров становился в круг вокруг него. Подобные песни далеко не всегда были религиозного содержания, а порой были просто непристойны (что давало повод писателям той поры сетовать на возрождение языческих традиций Йоля и сатурналий под покровом христианства). Естественно, танцы и игры, а зачастую шутки и розыгрыши тоже были частью святочных праздников.
Также в Средние Века было принято обмениваться подарками под Рождество. Считалось, что этот обычай появился как воспоминание о том, что волхвы принесли дары новорожденному младенцу Иисусу. Подарки дарили не только близким, но и людям, с которыми были связаны определенными социальными отношениями и обязательствами (например, землевладелец и арендатор).
Новогодние празднества в Англии также сопровождались пирами, танцами, играми и веселыми состязаниями, музыкой, выступлениями артистов и жонглеров и обменом подарками. Обряд дaрения подaрков в Англии нa Новый год упоминaется с XII в.
Ежегодные святочные забавы с каждым годом становились все более разнообразными, включая в себя даже азартные игры и не слишком пристойные шутки. В начале 17-го веке на святках давались шикарные обеды, устраивались маскарады, карнавальные шествия, показывались представления. В 1607 году король Иаков Первый настоял, чтобы в рождественскую ночь игралась пьеса, а двор свободно предавался играм. Возможно, отчасти из-за этого у британских пуритан - людей, как известно, суровых и считавших пьесы, танцы, светские песни и маскарады чуть ли не дьявольскими забавами - Рождество ассоциировалось с пьянством и развратом, и они называли праздник "выдумками папистов" и "соблазнами Зверя рыкающего". Англиканская и, естественно, католическая церковь подобные взгляды не разделяли, однако призывали людей не забывать о религиозном смысле праздника и не злоупотреблять светскими развлечениями. После того, как в борьбе короля Карла Первого и парламента победил парламент, празднование Рождества в Англии было запрещено в 1647 году (В этом отношении, кстати, шотландские пуритане опередили своих английских собратьев по религии - празднование Рождества в Шотландии было официально запрещено в 1640-м). После реставрации английской монархии в Англию вернулись не только короли из династии Стюартов, но и традиция праздновать Рождество. Стюарты вскоре вновь перестали быть королями, а вот традиция праздновать Рождество в Англии сохранялась. хотя праздник и не был уже таким популярным, как раньше. Только в начале 19-го века массовое празднование Рождества возрождается благодаря Оксфордскому движению Англиканской церкви. А в Шотландии, поскольку шотландский парламент и Шотландская церковь обладали известной автономией в области решения ряда административных вопросов, Рождеству статус общественного праздника был возвращен только в 1958 году (потому что до второй половины 20-го в. шотландцы все равно не могли себе позволить тратить деньги на украшения и подарки х))) В США же празднование Рождества стало традицией только в середине 19-го в, причем, в основном, в восточных штатах.
В 20-м в. и в наши дни развлекательные рождественские мероприятия включают в себя показ фильмов, мультфильмов, пьес и мюзиклов на рождественские темы, публикацию литературы и трансляцию песен, связанных с рождественской тематикой. Как правило, это произведения на религиозные темы, волшебные истории со счастливым финалом и сюжеты, действие которых происходит под Рождество, и все хорошо заканчивается.