Сериал "Повесть о Чумоне" я так и не смог посмотреть дальше 20-й серии даже с перемоткой - он оказался не таким высокобюджетным, исторически атмосферным и динамичным, как казалось при просмотре первых серий, да и разработка персонажей лично меня не порадовала. Однако сначала просмотр действительно затягивал, и этого хватило, чтобы в черновиках три месяца назад появились записи об исторической и легендарной "матчасти" по теме.
Первая запись "для личного ликбеза" - об ист. матчасти, т. е. о том, что такое Ко-Чосон, Пуё, Когурё и прочие упоминаемые в сериале государства и протогосударства. )
Итак, давным-давно, до нашей эры, существовало государство Кочосон, он же древний Чосон. Насколько древний – мнения расходятся. Если верить мифам, основал государство в 2333 г. до н.э. небожитель Тангун, который и назвал страну Чосон и правил ею 1500 лет. Большинство историков, как и положено, мифам не верят, потому что современные археологические находки показывают, что
государство Древний Чосон появилось не ранее VIII-VII вв. до н. э.; данные китайских историописаний упоминают о Кочосоне как о государстве примерно с 7-4-го вв до н. э. (В одной из китайских исторических работ упоминается, что примерно в конце 7-го в. до н. э. кочосонский князь Чжунь (準, Чун) объявил себя ваном (королем) ). До этого же на территории Кочосона на протяжении определенного времени находились сельские общины, затем превратившиеся в укрепленные города и подчиненные им сельские территории, а затем сформировалось протогосударство в виде объединения подобных городов вокруг центрального. Правители его, скорее всего, именовали себя тангунами (букв. – «небесный князь»), пока один из правителей не принял титул короля.
На какой территории находился Древний Чосон, тоже остается вопросом спорным – либо в районе современной китайской провинции Ляонин, либо в северной части Корейского полуострова, либо территория Древнего Чосона вместе с его столицей перемещалась по вышеупомянутым землям в связи с ист. событиями и то расширялась, то сокращалась. Однако неоспоримым является, что государство Кочосон существовало на протяжении не менее 300 (возможно, около 600) лет на севере Корейского полуострова и/или нижней Манчжурии и его населяли народности е и мэк. Это было государство с управленческим аппаратом, классовым и финансовым расслоением, уголовным кодексом и в целом сформированным законодательством, правители которого называли себя королями. Цивилизация древнего Чосона основывалась на культуре бронзового века, затем в государстве освоили изготовление железа. Уже в догосударственный период существования Кочосона среди населения сформировались устойчивые верования в духов предков, а также в духов природы - солнца, неба, воды.
читать дальше?Отношения Кочосона с ближайшими «соседями» - тоже дискуссионный вопрос. Например, в Корее и Китае существуют легенды о том, что в 1122 г. до н.э. китайский правитель новой династии Чжоу — Ху-ван пожаловал некоему Цзи-цзы (корейское прочтение имени Кичжа) земли в стране Чосон. В результате основателю страны Тангуну пришлось перенести столицу в город Чан-дангён (предположительно, в горах Кувольсан провинции Хванхэ). По китайским легендам, Цзицзы распространил на землях Кочосона и прилежащих землях земледелие, этикет, шелководство и ввёл восемь законов: за убийство смерть, за ранение — возмещение количеством хлеба, вора отдают в рабство к обкраденному и женщину его отдают в служанки, можно откупиться заплатив 500 000 (неизвестно чего, возможно чохов). Эти законы в древности распространились среди населения и способствовали нравственности. Вполне возможно, что эта легенда отражает огромное влияние китайской культуры на Древний Чосон и другие древние государства корейского полуострова. Ведь древние корейские государства действительно заимствовали из Китая шелководство, разведение злаков, иероглифическую письменность, технологию производства железа, брали за образец китайские постройки, законодательство, административный аппарат и многое другое (Но ненавидят корейцы китайцев в дораме не только за это Х)) ). Кроме того, легенда о Кичжа, возможно, отражает тот факт, что в догосударственный период истории Древнего Чосона часть его земель была покорена китайцами. В целом же, судя по ист. записям, соседские отношения во времена сформировавшегося гос-ва Кочосон были стандартными – торговля, посольства, переселение жителей и – иногда - «счас мы у вас кусок территории захватим… а счас вы у нас».
Историческим фактом является, что в 195 г. до н.э. выходец из китайского княжества Янь — Вэй Мань (в современном корейском прочтении иероглифов имя звучит как Ви Ман) вместе с 1000 человек своих людей перешел на службу к древнечосонскому правителю Чун-вану. Это можно считать свидетельством того, что при дворе правителей Ко-Чосона был тогда распространен китайский язык и в целом была культурная близость Древнего Чосона и китайских княжеств. В 194 г. до н.э. вместе с другими выходцами из китайских княжеств Вэй Мань захватил власть, после чего он, его сыновья и внуки правили в Древнем Чосоне. С этого времени между древним Китаем и Древним Чосоном установились мирные отношения на основе формального вассалитета. Соглашением предусматривалось, что Чосон обязуется охранять пограничные земли Китая от набегов варварских племён, но в то же время не должен препятствовать свободному сношению вождей этих племён с Китаем. Ко времени правления в Чосоне вана Уго — внука Вимана — отношения Чосона с Китаем резко обострились, и соглашение о вассалитете практически не выполнялось. Уго не только ни разу не являлся ко двору императора, но пресекал всякие попытки связи с Китаем соседних племён, а также принимал много китайских беженцев и поддерживал связи с сюнну (они же гунны). В 109 году до н. э. китайский император У-ди направил в Чосон посла Шэ Хэ с целью восстановить соглашение о вассалитете, однако китайские домогательства были отвергнуты ваном Уго. Тогда китайцы успешно спровоцировали конфликт, и император У-ди отправил в Древний Чосон войска: 50000 человек по суше и 7000 — по морю. В результате в 108 г. до н. э. Древний Чосон пал, а на его месте были образованы четыре китайских округа: Чженьфань (корейское прочтение —Чинбон), Линьтунь (Имдун), Сюаньту (Хёнтхо) и Лэлан/Лаолан (Наннан). На этом заканчивается история государства Древний Чосон.
Уже в 82 г. до н.э. были упразднены округа Чинбон и Имдун. Случилось это из-за непокорности местных народов китайскому владычеству. Китаю частично пришлось отказаться от контроля над этими территориями, некоторые из них вошли в состав оставшихся двух округов — Наннан и Хёнтхо. Таким образом, после 82 г. до н.э. у Китая осталось всего два округа на месте бывшего Чосона, но их территориальные границы были непостоянны. Так, в 75 г. до н. э. часть населения местной народности е из-за постоянных военных столкновений с Китаем ушла в Маньчжурию, а территория их проживания — часть бывшего округа Имдун — была присоединена к Наннану.
Наннан и Хёнтхо, как и все китайские округа в целом, были более развитыми государственными образованиями, чем Древний Чосон. В уголовном кодексе округов насчитывается до 60 статей. Однако, по мнению южнокорейских ученых, сформировавшаяся в этом регионе так называемая «культура Наннана» была сугубо китайской и не имела отношения к Кочосону. Китайская культура оказана огромное влияние на указанные территории. Из округов она передавалась южнее и сыграла большую роль в формировании древних корейских государств.
В показанное в дораме время (и на протяжении более чем 400-летней истории) китайских округов управляли ими исключительно китайцы. Жили в округах как китайцы, так и ко-чосонцы и их потомки. Китайское население округов принадлежало не только к высшему сословию, встречались китайцы-торговцы и даже простолюдины, занимавшиеся, к примеру, заготовлением древесины. Об участии китайского населения в сельскохозяйственных работах сведений не сохранилось. Также трудно сказать что-либо определенное о социально-экономическом устройстве китайских округов.
______________
Во время своего могущества Древний Чосон покорил земли, где проживали разные племена, и сделал их своими данниками и вассалами. После падения Ко-Чосона северная часть Корейского полуострова и Маньчжурия перешли под контроль государств Пуё, Когурё, Окчо и Тонъе, а также нескольких других более мелких племенных образований.
В первом историческом упоминании о Тонъе говорится, что это государство было вассалом Ко-Чосона при короле Ви Мане во втором веке до н. э. В 126 году до н. э., правитель Тонъе Наньлюй восстал против короля Кочосона Уго и с 280 000 подданными переселился на Ляодун. Император У-ди создал для его народа префектуру Цахай, но вскоре упразднил её. После падения Кочосона Тонъе перешло под контроль китайского округа Лолан. До 30 года н. э. Тонъе контролировалось китайскими чиновниками, затем китайцы отозвали чиновников из Тонъе, а местным правителям дали титул сяньхоу и обязали их являться ко двору императора в качестве вассалов.
Окчо до падения Кочосона было его данником, после чего перешло под китайский контроль.
Что касается протогосударства Пуё, известно, что оно располагалось на территории современного Северо-Восточного Китая. Население Пуё состояло в основном из народности е, к которой со временем добавилось большое число переселенцев народности мэк. Со временем эти две народности слились в единое целое – народность амэк. Народности е, мэк, или амэк, составляли основу населения как Древнего Чосона, так и впоследствии Когурё.
Считается, что протогосударство Пуё оформилось ко 2-1 вв. до н. э. Правители Пуё в то время именовались ванами. Первые же упоминания Пуё в письменных источниках относятся к 4-му в. до н. э. Не упоминается о какой-либо связи Пуё и Древнего Чосона, однако вполне возможно предположить, что укрепление Пуё как государства было связано с ослаблением позиции Кочосона, ставшего данником Китая и потом уничтоженного. Вполне вероятно также, что переселенцы из Кочосона в течение этих двух столетий влияли на жизнь Пуё, привнося элементы кочосонской культуры, а затем и увеличили местное население – ведь после государственного переворота, а затем после завоевания Китаем многие люди наверняка устремились в земли Пуё в поисках места при дворах местных правителей либо земель, где можно поселиться.
По сообщениям из истории китайского княжества Вэй — «Вэй чжи», известно, что у пуёского вана был королевский дворец или нечто подобное ему. При погребении пуёских ванов практиковали человеческие жертвоприношения, рядом с ваном могли хоронить до 100 человек «прислуги». Однако власть вана не была абсолютной, и в управлении протогосударством была достаточно велика роль глав родоплеменных союзов, проживавших на территории Пуё. Действительно, при наследовании власти «престол» либо передавался законному сыну, либо собрание глав родоплеменных союзов избирало другого вана. Причин для переизбрания верховного правителя могло быть множество. По пуёским представлениям, свойственным многим древним народам, правитель являлся посредником между земного мира с небесным, и если страну постигали разрушительные бедствия, например, засуха или наводнение, или неурожай, то причиной всему являлся ван, который плохо осуществлял связь земного мира с небесным или же по тем или иным причинам был просто неугоден Небесам. В таком случае выбирали нового вана, а старого могли даже умертвить, если его вина представлялась очевидной.
В протогосударстве Пуё существовал свод законов, напоминавший древнечосонский: 1) убийца карался смертной казнью, а его родственники обращались в рабов; 2) вор должен был возмещать материальный ущерб потерпевшему в многократном размере.
Население Пуё, главным образом крестьяне, среди которых имелись как зажиточные, так и беднейшие, проживало в поселках ымнак. Бедных было большинство. Крестьяне платили налоги и выполняли трудовую повинность. Иногда по призыву глав «сильных семей» (родоплеменных объединений) они могли участвовать в боевых действиях. Таким образом, если верить сообщениям источников, на низшем уровне в Пуё обнаруживались элементы раннефеодального государства дальневосточного типа. Земли Пуё были весьма просторны, ровны и удобны для земледелия. Там росло «пять видов» хлебов, то есть рис, ячмень, бобы, просо, пшеница. В стране разводили знаменитых лошадей, добывали редкий полудрагоценный камень гиацинт, ловили соболей и других пушных зверей, в реках находили крупный речной жемчуг. Города защищались деревянным частоколом. Существовали дворцы и тюрьмы, казнохранилища.
В культуре прослеживаются элементы тотемизма, существовал культ Неба. Перед войной жертвовали Небу быка и по его копытам гадали об исходе войны. В 12-й лунный месяц устраивали праздник Ингу, встречу барабана Неба, с пирами, песнями и плясками, а также, помилованием осуждённых.
Китайские историописания также сообщают, что при «дворе» пуёских ванов были сановники. Однако наименования должностей сановников звучали как уга. мага, куга и т.п. «У» значит «корова», «ма» — «лошадь», «ку» — «собака». Возможно, такие «должности» обозначают животных-тотемов какого-либо рода, глава которого находился при «дворе» пуёского вана. С другой стороны, возможно, изначальные обозначения животных, связанные с элементами тотемизма, стали потом названиями должностей.
__________
История Когурё, Пуё и Древнего Чосона тесно связана. В 107 г. до н. э. в среднем течении реки Амноккан, после падения Древнего Чосона, появилась небольшая область Когурё, в которой проживали пять родоплеменных общин-бу: Сонобу/Еннобу, Чоллобу, Суннобу, Кваннобу и Керубу. Доминирующее положение занимал род Суннобу, а его глава признавался за вана. К концу I в. до н. э. во главе когурёских бу встал родоплеменной союз Керубу, пришедший, как предполагается, из Пуё. Именно тогда за всем родоплеменным союзом закрепилось название «Когурё» — название местности, где проживал клан Керубу.
Сторонники теории раннего становления государственности в Когурё считают, что ван был не просто главой союза племен, носящим пышный титул, а фактически государем. В качестве аргумента приводят использовавшиеся в Когурё уже на рубеже тысячелетий наименования высших должностей, отчасти напоминающие классические китайские. Например, санга — министр или сачжа — посланник. В любом случае известно, что с самого начала образования для Когурё было характерно социальное расслоение. Высшее сословие представляли ван, а также тэга — главы родоплеменных объединений. Основную часть населения составляли крестьяне. Зажиточные слои именовались хомин, что значит «зажиточный народ», а бедные крестьяне — хахо, т.е. «низшие дворы». С крестьян собирались продукты сельского хозяйства, рыбных и соляных промыслов. Последнее дает основание говорить о ранних формах налогообложения, а значит, и о некоторых элементах государства. В течение нескольких столетий трон наследовался по линии братьев, когда после прекращения линии наследования ван избирался заново. Затем это сменилось на наследование от отца к сыну; этот факт свидетельствовал об усилении центральной власти.
Этнической основой Когурё были племена мэк. В дальнейшем были присоединены племена окчо, пуё и др
С первых веков своего существования Когурё не избежало столкновений с ближайшими соседями — Китаем и Пуё. В 6 г. до н. э. из Пуё был снаряжен военный поход в Когурё, в который отправилось 50 000 человек. Во многом из-за зимней непогоды нападавшей стороне пришлось отказаться от продолжения похода. В 13 г. н.э. в правление Юри-вана было успешно отражено очередное нападение пуёсцев. В 21 г. Тэмусин-ван сам отправил войско в поход на Пуё. В 28 г. ханьский (китайский) наместник Ляодуна напал на Когурё. Велись и войны с соседними племенами за завоевание территорий, - так, в 56 г. король Тхэчжо-ван напал на земли племен окчо и присоединил их. В будущем в состав Когурё вошли территория китайского округа Наннан ( в 313 г.), а затем про-тогосударства Пуё (в 494 г.).Как легко заметить, здесь не упоминается никто из персонажей сериала. Не упоминаются они потому что по мнению историков почти все поголовно являются личностями не историческими, а легендарными, и вся основная сюжетная линия сериала - это своеобразно (на мой взгляд - местами слишком своеобразно) переделанные истории из корейских легендариума и мифологии. Так что о легендарных прототипах персонажей я напишу, когда буду об этом легендариуме писать. И о впечатлениях от сериала, наверное, там же напишу. )