Среди многих событий, произошедших за прошедшие годы, произошло одно не столь уж важное, но способствующее самообразованию событие: я стала фанаткой Дюма.
Быть фанаткой Дюма в стране бывшего СССР - примерно то же самое, что быть фанаткой Звездных войн, или Толкина, или Поттерианы, или ист. деятелей эпохи Бакумацу, или... (продолжите список). Судя по 15-летним впечатлениям от рунета, на одного настоящего фаната чего бы то ни было приходится добрых полдюжины фанатов порнухи/фашизма/токсичных холиваросрачей/тоталитарщины/проституции/холопства/всего сразу. Легко догадаться, что зачастую именно эти люди (ничего не знающие об обсуждаемой теме) считают себя истиной в последней инстанции. Кроме того, когда речь идет о политике или бабле (а идеи в умных книгах или прибыль от суперпопулярных франшиз неразрывно связаны с баблом или политикой), непременно будет и "фабрика троллей", она же завод по производству бредогенераторов в инернете. Есть, наконец, хорошие люди, которым просто некогда читать и анализировать заумные длинные книженции (Например, в "трилогии о мушкетерах" примерно четыре тысячи страниц. Четыре тысячи страниц с множеством разносторонних персонажей, сложных межперсонажных отношений, многочисленными отсылками к классической литературе, мифологии и ист. источникам, с многочисленными намеками на актуальные для современников Дюма политические события и социальные проблемы, с реалистичным изображением светской жизни, шпионских игр и политических интриг... Вот такие вот "книжечки для детишечек"). Так что многие люди попросту смотрят экранизации, играют в ролевые игры, читают то, что в интернете написано (а также на научные данные накакано и в душу настоящих поклонников наплевано) и на основе этого составляют свое "личное мнение" по теме.
Поэтому - да простят меня ПЧ и адекватные мимопроходилы, если вдруг прочитают этот текст - на всякий случай опубликую предупреждение. Я с уважением отношусь к чужим личным мнениям. Я буду искренне благодарна, если те, кто действительно интересуются историей и культурой Франции, помогут мне исправить ошибки при их наличии в моих текстах. Но бредовые и безграмотные фразочки, которые уже лет 15 копипастят друг у друга пользователи Яндекс. Дзена и Вконтакта, личным мнением и тем паче истиной в последней инстанции не назовешь. А книги и экранизации - это не одно и то же. Надеюсь на понимание. ))
Популярность всячески обгаживаемых, но все же культовых фильмов Юнгвальда-Хилькевича так велика, что порой даже журналисты и писатели, не говоря уже о блогерах, изучают историю Франции и мотивацию персонажей Дюма... по песням к приключенческим мюзиклам. Не лучший способ. Хотя бы потому, что возможности показать в фильме 1970-х все ист. реалии Франции 17 в. просто не было, иначе фильм запретили бы на счет раз за пропаганду роялизма, феодализма и католицизма (который опиум для трудящегося народа). А для самих авторов личный жизненный опыт и месседжи для зрителей ТЮЗа были зачастую важнее идей Дюма (другая страна, другая эпоха, принципиально другая ЦА). И с этим связан один серьезный недостаток франшизы Хилькевича: это адаптация исторической драмы к мировосприятию советских подростков. Адаптировать первую книгу для детей 20 века, конечно, удалось великолепно. Но персонажи книг - взрослые люди. И чем дальше, тем они взрослее и старше. Поэтому фильм "Д Артаньян и три мушкетера", хоть и сильно отличается от книги, все же остается одной из лучших экранизаций Дюма (за неимением лучших). А вот продолжения чем дальше, тем больше превращаются в странные АУшные кинофанфики.
Помните цитату из песни "Любить красоток, драться и дружить - а для чего еще на свете жить?" Такая вот подростковая "мушкетерская" романтика. Персонажи российско-советских фильмов именно так и живут. Но персонажи Дюма даже в молодости так не думали и точно уж никогда не были биомассой с одинаковым мышлением. Например,
читать дальшев книге молодой Портос тщеславен. Весьма тщеславен. Рассказы об успехах у женщин, выдуманный роман с герцогиней, квартира с нарочито шикарным фасадом, роскошная одежда. Портос досадует из-за превосходства Атоса, "стремясь превзойти его хотя бы роскошью одеяния". Он не стесняется брать для этого деньги и у понаехавшего мальчишки-провинциала д Артаньяна, и у самого Атоса, кошелек которого "всегда открыт для друзей". Да и "любить красоток" у Портоса, увы, не получается. Мизогинская идея о том, что красотки должны укладываться штабелями к ногам мужчин, если те симпатичнее обезьян и трезвы 6 дней в неделю, не находила понимания у Дюма. Приходится бедняге Портосу проституировать с ревнивой пожилой прокуроршей.
Арамис в молодости любит изящные искусства и пока еще уважает религию. Он запросто способен оставить дружескую пирушку, чтобы сочинить очередной сонет или перевести с латыни богословскую книгу....
Проходит 20 лет. Персонажи стали старше. Их жизнь изменилась: бедняк-солдат Портос стал одним из богатейших помещиков в округе; Арамис принес религиозные обеты; погрязший в клинической депрессии Атос вновь обрел смысл жизни; а потерявший возлюбленную, расставшийся с друзьями и столкнувшийся с неблагодарностью сильных мира сего д Артаньян постепенно превращается в циничного служаку, но в глубине души сохраняет идеализм. И теперь у них новые интересы, "немножко" отличающиеся от прежних. Забота о ребенке и защита политических и религиозных идеалов (Атос). Продвижение по соц. лестнице (Портос и Арамис). Стремление спокойно встретить старость (д Артаньян). А в фильмах перед нами компания инфантильных "старичков-разбойничков", по-прежнему занимающихся побегушками, поскакушками и мордобоями под красивые песни. Да, это 90-е, в те годы большинство фильмов во всем мире были такими. Но превратить политическую и психологическую драму о взрослых мужчинах в фильм для подростков все же - затея странная.
Десять лет спустя - это уже вообще, строго говоря, не книга о четверке мушкетеров. Легендарная четверка стала де-факто второстепенными персонажами. В "Виконте де Бражелоне" новые центральные персонажи: Фуке, де Гиш, Генриетта Английская, Рауль де Бражелон, Людовик Четырнадцатый, Луиза де Лавальер... Именно эти люди любят и дружат; дерутся на дуэлях; предают или становятся жертвой предательства, но даже в экстремальных ситуациях сохраняют благородство; оказываются в эпицентре любовных и политических интриг. И основные темы, блистательно "переплетенные" в сюжете, - это судьба Фуке, романтические отношения Генриетты Английской, интрига с Железной Маской и "любовный треугольник" вокруг Лавальер. А легендарная четверка... Портос в романе вплоть до последних глав остается источником комического расслабона, Арамис - антигерой и невольный злой гений благородного Фуке, а д Артаньян и Атос являются ГГ первой книги, но в остальных 5 книгах - персонажи почти эпизодические. И это естественно. В 50 лет уже пора не только "любить красоток, драться и дружить", но и кое-чем другим заняться. Да и базовые законы биологии и ист. реальность никто не отменял. Портос, способный запугать де Сент-Эньяна, - ладно, норм. Портос, способный с легкостью уделать де Варда-младшего и графа де Гиша обоих двух одной левой уже выглядел бы странненько. Поэтому постаревшие друзья в финальной книге пробуют себя в новых для них амплуа: Портос-придворный; Арамис - закулисный вершитель судеб государства; а д Артаньян... посредник в любовных делах! И - впервые - фанат французского министра! (Вообще в книге есть грустная закономерность - если д Артаньян искренне симпатизирует министру или политику и пытается его спасти не за присягу, а за совесть, - жди трагичного финала )
При съемках фильма, как вы понимаете, эта идея не пришлась ко двору. Как можно изображать каких-то там задрипанных молокососов романтичными влюбленными, настоящими друзьями, крутыми бойцами, жертвой несправедливости?! Как может быть главгероем какой-то чиновник?! Он же не сможет заниматься поскакушками под песню "пора-пора-порадуемся"! Даешь больше фансервиса для пенсионеров! В итоге сюжет пяти (!) книг романа свелся к сорока минутам АУ по мотивам истории Железной Маски. Зато пенсионеры всласть позанимались мордобоем (не учили французских дворян шпагой владеть, если верить фильму, ох не учили. ).
А в нашей самой читающей в мире стране (как и во всем мире) зрителей гораздо больше, чем читателей. Посмотрят люди фильмы и рассказывают друг другу, что Три мушкетера - это литературная эпопея о том, как четверка инфантильных драчунов-бухариков перебила толпу массовки. А книги не об этом.