На жизненно-бытовом фронте легкий аврал, новости либо не читаю, либо читаю по диагонали, так что к тому времени, когда я о них пишу, новостями они быть уже перестают. Например, на прошлой неделе меня интересовали, хотя это на меня и не похоже, Греция и граждане с вкладами за рубежом. А интересовали они меня, потому что две недели назад появились в сети вот такие статьи:
АФИНЫ, 10 февраля. /Корр. ТАСС Юрий Малинов/.
В ближайшую среду, 11 февраля, министры экономики и финансов 19 стран еврозоны (Еврогруппа) соберутся в Брюсселе на внеочередную встречу, чтобы обсудить инициативу нового правительства Греции о пересмотре задолженности перед кредиторами.... Афинам нужно получить требуемое финансирование без мер жесткой экономии, которые правительство отменило сразу же после прихода к власти. "С объективной точки зрения кабмину необходимо в первую очередь решить проблему огромного долга, достигающего ?320 млрд, а это предполагает вынужденные компромиссы с их партнерами по ЕС, МВФ, да и НАТО в том числе", - сказал корр. ТАСС дипломатический источник в Афинах.
При этом кабинет под руководством Ципраса будет упорно отстаивать в ЕС собственную позицию в отношении России, требуя уважения к своему мнению как равноправный член Евросоюза. читать дальше?Это уже заставило одних говорить о Греции как о занозе в теле ЕС, а других - как о нации, которая не позволит другим принимать за нее решения. В конце января Греция выразила недовольство действиями председателя Европейского совета Дональда Туска и верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерики Могерини, которые решили не принимать во внимание позицию Афин при подготовке декларации ЕС, в которой главы государств и правительств ЕС, в частности, предупреждали Москву о новых санкциях...
Греческое правительство возмутилось, что к Афинам не отнеслись как к "равноправному партнеру", и 29 января на экстренном заседании Совета глав МИДов Евросоюза глава греческого МИДа Никос Котзиас фактически не дал ЕС ввести новые санкции в отношении России, хотя уже действовавшие меры были продлены на шесть месяцев, что стало результатом достигнутого компромисса. Впоследствии, комментируя это решение, Котзиас пояснил, что "нужно было найти способ, чтобы не внести сумятицу в отношения во внеэкономической сфере с европейцами, а также чтобы не нарушить отношения Европы и Греции с Россией".
История Евросоюза - это история разногласий и конфликтов, но в конце всегда возникали компромиссы. Думаю, что так будет и на этот раз. Мы не намерены идти на разрыв с нашими партнерами, мы хотим работать вместе с ними ради общего будущего с благосостоянием для наших народов"
Алексис Ципрас, представляя 8 февраля в парламенте программу работы своего кабинета, вновь дал понять, что Афины будут отстаивать место своей страны в Евросоюзе, одновременно развивая добрые отношения с Россией.
Наблюдатели полагают, что предстоит серьезное "лобовое столкновение" с кредиторами, которые настаивают на том, чтобы новое правительство выполняло старые обязательства о реформах и мерах жесткой экономии под плотным мониторингом со стороны "тройки" (ЕС, ЕЦБ и МВФ).
... издатель и редактор греческого экономического интернет-портала Eiranews Георгиос Хатзииоанну... уверен "Западную Европу и США точно напугает отношение Греции к связям с Россией. Их страшит независимость правительства нашей страны, отсутствие контроля над его действиями по линии укрепления сотрудничества с РФ и в сфере энергетики. Полагаю, что если будет построен газопровод "Турецкий поток", то Греция обязательно будет сотрудничать по нему с Россией и извлечет из этого большую пользу. Новый глава МИДа Никос Котзиас и его помощники очень хорошо осознают позитивные возможности, которые будет иметь Греция, если она укрепит свои отношения с важными странами вне ЕС из группы БРИКС, и прежде всего с РФ". "Говоря о санкциях против России, думаю, что Афины, конечно, не смогут блокировать всю работу Евросоюза, но они могут ее задержать, настоять на исключениях, уменьшить охват, создать проблемы Брюсселю", - подчеркнул Хатзииоанну.
Полностью: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1756775МОСКВА, 11 февраля. /ТАСС/.
Россия рассмотрит просьбу Греции о финансовой помощи, если такая просьба поступит. Об этом сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров по итогам переговоров с греческим коллегой.
"Что касается экономических вопросов, мы обсуждали сегодня финансовое положение Греции, - сказал министр. - У нас тоже не очень простая ситуация в силу односторонней, нелегитимной линии наших западных коллег. Но если будут какие-то обращения со стороны греческого правительства, эти обращения, разумеется, будут рассмотрены".
http://tass.ru/politika/1760211Для меня это выглядело как "ребята, в Греции хотят дружить и с Россией, и с ЕС, но не знают, с кем хотят больше. Но если Россия Греции денежкой поможет (в идеале - долг 320 млрд евро оплатит), греки за это всем скажут, что Россия хорошая, и газопровод через Грецию разрешат провести." И меня такая перспектива выглядела как-то не очень привлекательно, с учетом того, что "Газпром" по данным на начало 2014 только наполовину российским был, и о деприватизации речи не шло, и санкции, которые Греция могла бы, возможно, постараться смягчить, предпринимались против конкретных физических лиц и конкретных компаний - далеко не всегда государственных. А вот фин. помощь, если что, оказывалась бы не из карманов конкретных лиц и со счетов компаний, а чисто из российского бюджета, как я понимаю. А несколько дней назад...
Москва. 20 февраля. INTERFAX.RU
Блок стран еврозоны во главе с Германией согласен на выход Греции из валютного блока в случае, если соглашение по греческому долгу и продлению программы финансовой помощи стране не будет достигнуто, заявил министр финансов Мальты Эдвард Шиклуна.читать дальше?Сам он хочет выступить в качестве посредника на переговорах с Грецией в пятницу, которые, по словам министра, будут трудными.
Шиклуна убежден, что для предотвращения дефолта и страданий народа Афинам нужна сделка с партнерами по еврозоне. Если соглашение не будет заключено, "приверженцы жесткой линии в отношениях с Грецией захотят испить крови (т. е займут жесткую политику в плане возвращения кредитов), что будет унизительным для нового правительства".
"Дефолт - это ужасно, - сказал министр. - С точки зрения доходов Греция несет существенные потери. Банки немедленно отреагируют на эту нестабильность и повысят процентные ставки, так что греков прижали к стене".
...
Официальный представитель министерства финансов ФРГ Мартин Егер заявил, что его ведомство выступает за отклонение запроса Греции о продлении финансовой помощи, поскольку в нем "не представлено содержательного решения" сложившейся ситуации - по сути, правительство Греции делает попытку получить бридж-кредит, не выполняя условия действующей программы.
В четверг Греция направила в Брюссель официальный запрос о продлении программы финансовой помощи на шесть месяцев. Если заявка Греции все же будет отвергнута ЕС, страна с 1 марта впервые с 2010 года останется без внешней финансовой поддержки.
http://www.interfax.ru/business/425576
И вот наконец-то народ пришел к относительному компромиссу.
Греция предоставила тройке кредиторов первый список реформ, основанный на достигнутом 20 февраля соглашении о продлении кредитной программы. читать дальше?Об этом пишет Bild со ссылкой на источники в правительстве.
По данным газеты, власти Греции составили список из трех страниц. Окончательный документ будет предоставлен на рассмотрение тройки в понедельник, 23 февраля. Как ожидается, Европейский Союз, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд рассмотрят предложения греческого правительства и внесут необходимые изменения.
Отмечается, что греки предлагают провести налоговую реформу, которая позволит получить в государственную казну до $8,3 млрд Правительство предлагает обложить налогом олигархов и крупную промышленность. Кроме того, правительство намерено значительно увеличить размер штрафов за контрабанду сигарет и бензина.
Глава МИД ФРГ Штайнмайер прокомментировал эту информацию, заявив, что Европа получит лишь передышку, а не решение.http://www.gazeta.ru/business/news/2015/02/23/n_6950617.shtmlЭтот последний пункт уже выглядит интересным, т. к.
ИМХО по поводуа) есть вероятность, что Греция и ЕЭС как-то без России вопрос порешают (лично меня это не сказать что огорчает с учетом того, что я о родной экономике с осени прошлого года в приличных изданиях читал). б) не знаю полный список мер, требуемых от Греции, но вот налогообложение олигархов и крупного бизнеса - это то, что нам обещает угадайте какая партия уже несколько лет перед каждыми президентскими и парламентскими выборами. Потом находятся гораздо более важные дела, как-то - борьба с видеопиратством, любители кросспола за рулем и т. п. - и о налоге на роскошь и прогрессивном налогообложении плавно забывается. А потом президент дает пресс-конференцию и говорит "да, у нас вкладывают большие деньги в нефттьигаз, да, бабло выводят в офшоры, но нет же способов заставить людей вкладывать деньги в другие отрасли, если они хотят срубить быстрые бабки на сырье". А потом патриарх выступает в Думе и говорит "Нам нужно единение перед лицом трудностей, но у нас гигантское фин. расслоение". А потом СМИ бодро рапортуют, как бизнесмены с "гнилого злобного Запада" вкладывают деньги в российское производство стекла и бумаги, и менее бодро - о том, что бюджет РФ на 2015 год приходится пересматривать из-за того, что СА и несколько африканских стран решили нефть подешевле продавать.
При этом, насколько я знаю, во многих странах существует разноуровневое налогообложение, причем иногда не только по принципу "кто больше заработает", но и по принципу "с добывающих отраслей брать налог выше, с высокотехнологичных ниже, это стимулирует вкладывать деньги в технологии и не гнаться за быстрым баблом". Или, например, читаю я книжку японскую, и там персонаж говорит о крупной компании "У нас на счетах лежали большие средства, которые мы не вкладывали в производство, в итоге эти средства обложили такими налогами, что нас чуть не придушили". Разве нельзя стимулировать вложение денег в производство таким способом? Потому что... блин, мне ситуация, когда за границей закупают оборудование, чтобы выкачивать невозобновляющиеся ресурсы, кажется не лучшим способом обеспечить не то что развитие, а стабильность экономики, уже ведь проверено в прошлом году. Да, я знаю, что рассуждения рассуждениями, но живем мы в реальном мире, и лоббирование правительства еще никто не отменял. И да, я знаю, что это офтоп по отношению к статьям выше. Но...Тем временем в Думе
пытались, но не смогли продавить закон о помощи Ротенбергу профильный комитет Госдумы - по конституционному законодательству и госстроительству - отложил рассмотрение во втором чтении законопроекта о компенсациях гражданам за неправосудные решения иностранных судов. Об этом журналистам сообщил глава комитета Владимир Плигин. "Комитет в ближайшее время не планирует вынесение на рассмотрение текста во втором чтении", - подтвердил он.
Проект закона, о котором идет речь, был инициирован группой депутатов во главе с Владимиром Поневежским ("Единая Россия") и был принят нижней палатой в первом чтении в октябре. Проект был поддержан только голосами фракции "Единая Россия". За документ проголосовали 233 депутата, 202 - против, двое - воздержались.
Закон был зарегистрирован 23 сентября 2014 г., одобрен для рассмотрения профильным комитетом Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству 24 сентября. В СМИ связывали внесение законопроекта с арестом имущества председателя совета директоров СМП банка Аркадия Ротенберга в Италии в середине сентября 2014 г.читать дальше?В рамках законопроекта предлагается изменить название действующего Федерального закона, добавив в него «право на рассмотрение дела компетентным судом Российской Федерации». Законопроект подразумевает выплату компенсаций российским гражданам и организациям, в отношении которых иностранный суд вынес решение о взыскания с имущества, если это было сделано «в нарушении компетенции суда Российской Федерации». Документом предполагается, что гражданам, чьи права были нарушены в иностранных судах вследствие принятия неправосудных решений", может быть представлена компенсация из бюджета РФ в размере 100% понесенных имущественных потерь и судебных издержек. Одновременно с этим устанавливается право регрессного требования РФ к иностранному государству, чей суд вынес неправомерное решение. Законопроектом также предусмотрена возможность применения обеспечительных мер за счет ареста российского имущества иностранцев, инициировавших неправомерный приговор иностранного суда. "В случае, если его (имущества) недостаточно или оно отсутствует, - за счет имущества иностранного государства, суд которого вынес неправосудный судебный акт", - уточняется в пояснительной записке.
Правительство изначально законопроект не поддержало, однако затем кабмин направил в нижнюю палату второй отзыв, в котором согласился с поправками при условии их доработки ко второму чтению. Как пояснял ранее Плигин, все возражения кабинета министров возможно устранить в рамках второго чтения проекта закона.
"Обязанность государства - защитить своих граждан и юридических лиц... Наложение санкций европейскими странами и США не имеет ничего общего с международным правом", - указывал глава комитета.
Правительство РФ, профильный комитет Госдумы заявили о своей поддержке законопроекта при условии уточнения ряда формулировок, в том числе о том, каким образом может быть нарушена компетенция российского суда.
Думская оппозиция ранее заявила, что не поддержит законопроект.
Депутат КПРФ Николай Коломейцев напомнил, что для "законов, которые требуют денег из федерального бюджета, требуется финансово-экономическое обоснование". "Здесь финансово-экономическое обоснование - полторы строчки, точнее, его вообще нет, хотя суммы выплат могут быть такие, что бюджета не хватит", - добавил он, продемонстрировав текст законопроекта. "Такие законы вообще не имеют право вноситься в Госдуму, принимать документ аморально", - утверждает Коломейцев.
В ЛДПР заявили, что рассматривают законопроект как "абсолютно неприоритетный". Первый замруководителя фракции либерал-демократов Алексей Диденко считает, что документ "финансово не просчитан и во сколько обойдется бюджету - неясно".
"Неприемлемо выплачивать компенсации от потерь тем, кто сделал инвестиции в недвижимость в Западной Европе, США, там держит финансовые активы", - сказал первый замруководителя фракции Михаил Емельянов. "Мы так можем дойти и до компенсаций проигравшим на иностранной бирже", - добавил он. Депутат также задался вопросом, почему в тексте нет ограничений уровня компенсаций.
"Возникает очень много вопросов по этому закону, начиная с того, почему у такого судьбоносного документа один, пусть и уважаемый, автор, почему не правительство или комитет Госдумы его вносили. Помогать гражданам нужно, но в данном случае это вполне могла бы быть помощь юридическая, в том числе оплата западных адвокатов. Огромное количество людей пострадало от санкций, это и компании, и физлица, из текста закона непонятно, кому помогать, в каком порядке и объеме - одни вопросы" (Олег Нилов, замруководителя фракции "Справедливая Россия" в Госдуме).
"Нам предлагают средства бюджета направить на компенсацию убытков крупных корпораций и олигархов, это несправедливо" (Алексей Диденко, первый замруководителя фракции ЛДПР в Госдуме)
"Надо сначала рассчитаться с внутренними долгами, с вкладчиками Сбербанка, и вообще таких решений Госдума принимать не может и не должна" (Владимир Бессонов, депутат Госдумы от КПРФ)
Ранее с критикой инициативы выступил министр экономического развития Алексей Улюкаев.
"Мы фактически поощряем вывоз капитала из страны в различных формах, что не является задачей экономической политики. С моей точки зрения, это было бы контрпродуктивно" (Алексей Улюкаев, глава Минэкономразвития)
Глава комитета по госстроительству Владимир Плигин ("Единая Россия") отверг критику о том, что законопроект направлен на защиту олигархов. Депутат сказал, что сейчас существует объективная угроза вынесения судами политических решений в отношении россиян и российских юрлиц, в том числе и тех, кто живет в Крыму или владеет там собственностью. "Не секрет, что многие россияне имеют недвижимость на территории стран постсоветского пространства, на территории стран Евросоюза", - напомнил парламентарий.
Владимир Плигин заявил в свою очередь, что "лица и ситуации, с которыми ошибочно связывается принятие законопроекта в первом чтении, неоднократно давали понять, что никто из них не собирается пользоваться этим институтом (вводимым законопроектом)".
http://tass.ru/politika/1760057; http://tass.ru/info/1489187; http://tass.ru/politika/1494531
Когда я статьи по этой теме прочитал, то впервые задумался о том, что кабмину и Думе тоже, наверное, нелегко работать. Не так уж легко сопротивляться решениям, которые ты считаешь неправильными,- даже настолько странно сформулированным, способным в перспективе вызвать серьезный отток инвестиционных капиталов и прекращение бизнес-партнерства и потянуть овердохрена средств из бюджета решениям - когда ты в системе. И законопроект этот, такое ощущение, после некоторой попытки помахать лапами все-таки могут протащить и сделать законом рано или поздно. А может, и не удастся - смотря как экономическая и внутриполитическая ситуация сложится. Сложная штука - эта жизнь, ну да кто бы сомневался. (Ну и еще немного о бюджете: "
Минфин подготовил проект секвестра бюджета на 2015 год: из-за тяжелой экономической ситуации в стране приходится урезать расходы. Предложения министерства будут рассмотрены на ближайшем бюджетном совещании правительства. «Сноб» выяснил, на чем правительство собирается сэкономить.Некоторые пункты этого проекта выглядят как-то непривлекательно. Например:
читать дальше? Сэкономить на подгузниках. Еще одна идея Минтруда — увеличить сроки пользования техническими средствами и гигиеническими изделиями для инвалидов, которые получают их за счет бюджета. Ведомство предлагает использовать одну инвалидную коляску 8 лет, а подгузники менять раз в 12 часов. Авторы проекта считают, что средства реабилитации делаются из «качественных, высокопрочных и износостойких материалов», поэтому использовать их можно дольше, чем предписывают существующие нормы.
Отказаться от иностранных лекарств. Вместе с Минфином и Минтруда к марафону экономичных предложений подключилось и Министерство промышленности и торговли. Оно предлагает ограничить госзакупку иностранных лекарств. Проект постановления уже согласовали со всеми заинтересованными ведомствами и внесли на рассмотрение правительства. Согласно документу, импортные лекарства не будут допускаться к госзакупкам, если есть две и более заявки на поставки от производителей из Евразийского экономического союза. Это касается всех лекарств, которые закупаются для государственных нужд, даже тех медикаментов, которые входят в перечень жизненно необходимых.
День Победы без выплат. Минфин предлагает существенно сократить траты на празднование Дня Победы в 2015 году. На празднике планируют сэкономить 12 миллиардов рублей — за счет единовременных выплат, которые полагаются ветеранам. При этом в документе, который подготовило министерство, нет даже намека на то, чтобы сократить бюджетные средства на подготовку и проведение чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Индексацию можно пропустить. Глава Минфина Антон Силуанов считает, что деньги из бюджета можно сэкономить, «пропустив» индексацию социальных выплат и зарплат бюджетников в 2015 году. По его мнению, это поможет не только решить проблемы с бюджетом, но и удержать госслужащих и граждан других бюджетных категорий от соблазнов. По его словам, если не индексировать социальные выплаты, то получится «не стимулировать дополнительное потребление, дополнительный спрос, в том числе и на импортные товары».
Цифры не сошлись. Минфин предлагает сократить расходы на 1,3 триллиона рублей, однако эта цифра вовсе не то, чем она кажется. На самом деле сокращение будет меньше: оно составит 771,1 миллиарда рублей. Дело в инфляционных расходах, которые поглотят часть эффекта от секвестра (речь идет в первую очередь об индексации пенсий). То есть часть бюджетных денег, которые получится сэкономить при сокращении, уйдет на то, чтобы сгладить последствия инфляции. В итоге, чтобы покрыть дефицит, который образовался в бюджете, придется использовать почти половину Резервного фонда: Минфин предлагает в 2015 году взять оттуда 2,7 триллиона рублей. И это при том, что по закону правительство может забрать оттуда лишь 0,5 триллиона.
Полностью здесь: http://snob.ru/selected/entry/88181
А доп. налогом сверхвысокие доходы обложить, как греки, предложить не пробовали, нет? Вместо того, чтобы на подгузниках пенсионерам и выплатах ветеранам сэкономить? Ладно-ладно, не буду покушаться на сакральное и святое
К счастью, это всего лишь законопроект. Пока ясно только одно - бюджет будут резать. Надеюсь, не за счет некоторых... хм... предложений проекта.
О бюджете, экономике, занятости населения и бюджетниках я сейчас могу говорить долго и много, с учетом того, что близкие родственники - бюджетники. ( И з/п у них - не как в Думе и правительстве.) Но пока удается сдерживаться.