Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
В Государственной Третьяковской галерее 18 ноября журналистам рассказали о результатах музейных исследований одной из главных картин XX века — «Черного квадрата» Малевича (в 2015-м работа отмечает 100-летний юбилей). Они легли в основу книги сотрудницы музея, специалиста по творчеству художника Ирины Вакар «Казимир Малевич. Черный супрематический квадрат»; она должна выйти в начале декабря 2015 года. ...
Самый первый «Квадрат», хранящийся в Третьяковке, был создан Малевичем в 1915 году и показан в декабре на знаменитой выставке «0, 10», закрывшей эпоху футуризма и давшей старт супрематизму. «Четырехугольник», как тогда называлась работа Малевича, висел в красном углу, представляя собой «супрематическую икону»...
На пресс-конференции представляют результаты технологических исследований картины. Их необходимость была очевидна не только искусствоведам: любой посетитель Третьяковки невооруженным глазом видит, что «Квадрат» не такой уж и черный: сквозь толстые трещины в краске (кракелюры) светятся яркие цвета картины Малевича, поверх которой и был написан «Черный квадрат».
Разыскания принесли гораздо больше, чем ожидалось. О результатах рентгенофлуоресцентного и инфракрасного анализа, работы с микроскопом и других современных исследований рассказывает научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина. Установленные факты удобно перечислять по пунктам:
1. Первая сенсация: под красочным слоем «Черного квадрата» оказалась не одна композиция Малевича, а сразу две.
2. Самая ранняя из них относится к кубофутуристическому периоду творчества Малевича. Ее можно реконструировать: рентген вскрыл четкие границы между формами (а значит, художник делал предварительные рисунки); картина была завершена, краска высохла и на ней уже образовались собственные кракелюры. Какие цвета использовал художник, сказать пока сложно; точно видны розовый, зеленый и оранжевый.
3. Поверх этой картины Малевич начал писать вторую, яркие цвета которой — синий, желтый, розовый, зеленый — так светятся через кракелюры «квадрата». Это уже не кубофутуризм: на картине нет букв, цифр и фигуративных элементов (то есть изображений предметов). Но это еще и не супрематизм: не все фигуры четко очерчены, и вокруг них нет белого фона. Поэтому работу условно назвали протосупрематической.
4. Исходя из описанной предыстории холста стало яснее, как Малевич начал писать третье произведение — собственно «Черный квадрат»: это произошло, когда его чем-то не устроила протосупрематическая композиция. Про то, как связаны первый и второй слои, у исследователей две версии: либо Малевич взял старый холст с уже надоевшим ему кубофутуризмом — просто потому, что у него не было другого холста, либо он все-таки писал протосупрематическую композицию, отталкиваясь от первоначальной кубофутуристической и переделывая ее.
5. Создавая «Квадрат», Малевич использовал и черную, и белую краску особого состава, которую смешал самостоятельно.
6. На «Квадрате» разглядели замысловатые мазки разных видов: горизонтальные, вертикальные, диагональные, даже закругленные; что еще раз доказывает, что Малевич — мастер кисти.
7. На белом фоне есть отпечатки пальцев, знакомые по другим картинам Малевича.
8. И главная сенсация: исследователи смогли прочитать надпись, считавшуюся утраченной. Раньше искусствоведы думали, что это подпись Малевича, расположенная под красочным слоем. На самом деле она была сделана черным карандашом уже поверх высохшей белой краски на «Черном квадрате», но стерлась (или ее стерли). И написано там: «Битва негров ночью». «Битва» читается идеально, в слове «негров» реконструируются две буквы из середины, от «ночью» твердо читается только «ю». Почерк почти несомненно принадлежит Малевичу; надпись доходит до середины картины и не видна без микроскопа, но искать ее надо наверху: все это время «Черный квадрат» висит кверху ногами. (тадамм !! )
читать дальше?
Самый первый «Квадрат», хранящийся в Третьяковке, был создан Малевичем в 1915 году и показан в декабре на знаменитой выставке «0, 10», закрывшей эпоху футуризма и давшей старт супрематизму. «Четырехугольник», как тогда называлась работа Малевича, висел в красном углу, представляя собой «супрематическую икону»...
На пресс-конференции представляют результаты технологических исследований картины. Их необходимость была очевидна не только искусствоведам: любой посетитель Третьяковки невооруженным глазом видит, что «Квадрат» не такой уж и черный: сквозь толстые трещины в краске (кракелюры) светятся яркие цвета картины Малевича, поверх которой и был написан «Черный квадрат».
Разыскания принесли гораздо больше, чем ожидалось. О результатах рентгенофлуоресцентного и инфракрасного анализа, работы с микроскопом и других современных исследований рассказывает научный сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Екатерина Воронина. Установленные факты удобно перечислять по пунктам:
1. Первая сенсация: под красочным слоем «Черного квадрата» оказалась не одна композиция Малевича, а сразу две.
2. Самая ранняя из них относится к кубофутуристическому периоду творчества Малевича. Ее можно реконструировать: рентген вскрыл четкие границы между формами (а значит, художник делал предварительные рисунки); картина была завершена, краска высохла и на ней уже образовались собственные кракелюры. Какие цвета использовал художник, сказать пока сложно; точно видны розовый, зеленый и оранжевый.
3. Поверх этой картины Малевич начал писать вторую, яркие цвета которой — синий, желтый, розовый, зеленый — так светятся через кракелюры «квадрата». Это уже не кубофутуризм: на картине нет букв, цифр и фигуративных элементов (то есть изображений предметов). Но это еще и не супрематизм: не все фигуры четко очерчены, и вокруг них нет белого фона. Поэтому работу условно назвали протосупрематической.
4. Исходя из описанной предыстории холста стало яснее, как Малевич начал писать третье произведение — собственно «Черный квадрат»: это произошло, когда его чем-то не устроила протосупрематическая композиция. Про то, как связаны первый и второй слои, у исследователей две версии: либо Малевич взял старый холст с уже надоевшим ему кубофутуризмом — просто потому, что у него не было другого холста, либо он все-таки писал протосупрематическую композицию, отталкиваясь от первоначальной кубофутуристической и переделывая ее.
5. Создавая «Квадрат», Малевич использовал и черную, и белую краску особого состава, которую смешал самостоятельно.
6. На «Квадрате» разглядели замысловатые мазки разных видов: горизонтальные, вертикальные, диагональные, даже закругленные; что еще раз доказывает, что Малевич — мастер кисти.
7. На белом фоне есть отпечатки пальцев, знакомые по другим картинам Малевича.
8. И главная сенсация: исследователи смогли прочитать надпись, считавшуюся утраченной. Раньше искусствоведы думали, что это подпись Малевича, расположенная под красочным слоем. На самом деле она была сделана черным карандашом уже поверх высохшей белой краски на «Черном квадрате», но стерлась (или ее стерли). И написано там: «Битва негров ночью». «Битва» читается идеально, в слове «негров» реконструируются две буквы из середины, от «ночью» твердо читается только «ю». Почерк почти несомненно принадлежит Малевичу; надпись доходит до середины картины и не видна без микроскопа, но искать ее надо наверху: все это время «Черный квадрат» висит кверху ногами. (тадамм !! )
читать дальше?