Победители и побежденные, столица и провинции
Как уже и говорилось, государство Силла сформировалось не сразу, а с процессом его формирования были связаны некоторые особенности жизни общества, существовавшие в 6-м-7-м вв.
Само изначальное название государства - Сораболь, или Сара, Саро - происходит от названия одного из 12 протогосударственных объединений-племенных общин гук, находившихся на территории племенного союза Чинхан. В течение нескольких столетий Саро подчиняло окружающие гук, пока на территории бывшего Чинхан не образовалось единое государство, которое с начала VI в. стали называть Силла. Так, только в конце I — начале II в. в союз Саро вошли Уси-сангук, Кочхиль-сангук. Пи-чжигук, Чхопхальгук и многие другие.
Кроме того, население государства пополнялось многочисленными переселенцами из различных земель. Например, в конце 1-го-начале 2-го вв. население покоренных Китаем северо-западных корейских земель в большом количестве переселялось на юг Корейского полуострова, в том числе и в Кёнчжускую равнину — центр формирования королевства Силла. Вместе с переселенцами в Силла (Саро) была принесена более развитая технология производства железных орудий труда. Это способствовало как экономическому, так и военному усилению района Кёнчжу.
Записи Самгук саги изобилуют упоминаниями о подобных событиях:
читать дальше?В девятнадцатом году (39 г. до н. э.)
Весной, в первом месяце, пришли всем государством пёнханцы и покорились.
В четырнадцатом году (37 г.)
Когурёский ван Мухёль напал на Наннан и уничтожил его. Пять тысяч человек из этого государства пришли и покорились [Силла]. Они расселены по шести округам (общинам).
В пятом году (61 г.)
Осенью, в восьмом месяце, маханский военачальник Мэнсо с крепостью Покам отдался [под власть Силла].
В двадцать девятом году (108 г.)
[Ван] отправил войска против государств Пичжи, Таболь, Чхопхаль и присоединил их [к владениям Силла].
В седьмом году (236 г.)
Весной, во втором месяце, пришел вместе с народом и покорился ван государства Кольболь Аымбу. [Ван Силла] даровал ему дома и земельное угодье, чтобы он мог удобно поселиться, а земли его превратил в [силланский] округ.
В тринадцатом году (512 г.)
Летом, в шестом месяце, [власти Силла] подчинилась страна Усан и обязалась ежегодно вносить дань местными изделиями. Государство Усан находилось на морском острове, который иногда называется остров Уллындо, прямо к востоку от (области) Ёнчжу. Территория [его] составляла сто ли [в окружности]. Полагаясь на опасность [морского пути], [люди его] не покорялись, но ичхан Исабу, ставший правителем (кунчжу) области Хасылла, решил, что люди Усана простоваты и упрямы, поэтому трудно будет взять их силой, но можно их покорить хитростью, поэтому сделал во множестве деревянные изображения львов, погрузил их на военные корабли и переправился к берегам этой страны, где лукаво заявил: «Если вы не покоритесь, мы выпустим этих хищных зверей, которые растопчут и растерзают вас». Люди той страны испугались и сдались.
В девятнадцатом году (532 г.)
Прибыл и отдался под власть [Силла] глава Кымгванского государства Ким Кухэ с супругой и тремя сыновьями — старшего из них звали Ночжон, среднего — Мудок и младшего — Мурёк, а также со всеми сокровищами казны. Ван принял их согласно обычаям и пожаловал им высшие чины, а их исконную землю превратил в кормленное владение — сигып. Сын [Ким Кухэ] Мурёк по службе (в Силла) достиг [самого высокого чина] каккана.
(Вышеупомянутое Кымгванское государство – это Кымгван Кая, одно из шести небольших государств, возникших в землях Кая на основе двенадцати племён племенного союза Пёнхан (процесс формирования государственности завершился в общих чертах к 2-3-му вв. н. э.) Одно время государство Кымгван Кая (основателем которого и пра-пра-пра… Ким Юсина по легенде был Ким Суро) было центром конфедерации Кая и играло главную роль в регионе, потом, на рубеже 5-го и 6-го веков, эта роль перешла к другому государству, Тэкая.
В середине 6-го века государства конфедерации Кая оказались в окружении сильных соседей – Силла, Пэкче и Когурё – и одно за другим вошли в состав Силла. Последний, 10-й король Кымгван Кая, Ким Кухэ, как и говорилось выше, «отдался под власть Силла» и получил статус силланского аристократа «истинной кости» (см. в след записи) и соответствующие этому статусу высшие чины для себя и сыновей, а его прежние земли были пожалованы ему в качестве «кормленного владения». (Как считается, статус «истинной кости» объясняется тем, что род каясских Кимов был в родстве с королевской семьей Силлы). Ким Кухэ одно время занимал пост сандэдына, а его младший сын, Ким Мурёк, дед Ким Юсина с отцовской стороны, участвовал в войне против Пэкче и Тэкая. «Когда пэкческий ван Мённон вместе с людьми Каран Тэкая) напал на крепость Квансан, их встретили боем правитель области каккан Удок, ичхан Тхамчжи и другие, но не имели успеха, поэтому к ним направился правитель области Синчжу Ким Мурёк со своими войсками (войсками области). И когда началось сражение, младший военачальник Коган Тодо из округа Самнёнсан мгновенным ударом убил пэкческого вана. Воспользовавшись этим преимуществом, силланские войска одержали крупную победу над противником: убито четыре чвапхёна, двадцать девять тысяч шестьсот военачальников и солдат. Ни один всадник не вернулся обратно».
Речь в этой цитате идёт о том, что правитель Тэкая в 554 году заключил союз с Пэкче, и они совместно атаковали Силлу. Войска Пэкче и Тэкая проиграли, и в 562-м году земли Тэкая были захвачены королевством Силла.)При этом основой союза Саро были шесть бу — родоплеменных объединений/общин самого Саро. (Иногда в ист. литературе их также именуют кланами). Впоследствии они приобрели характер территориальных округов, на которые делилась столичная область Силла. Со временем, когда к территории Силла присоединялись все новые и новые земли, в столицу со всей разросшейся территории страны поставлялись продовольствие, самые разнообразные материальные ценности, рабы. Силлаские правители все более и более богатели, что очень хорошо можно проследить по королевским гробницам в Кёнчжу: чем позже построена гробница, тем больше она по размеру и тем богаче погребальная утварь. При этом жители столичных округов бу признавались за население, находившееся на более высоком положении. В ходе покорения соседних территорий все присоединенные земли становились государственной собственностью (в форме владений короля Силлы, который жаловал эти земли во временное пользование или постоянное владение монастырям, а также аристократам в зависимости от их социального статуса). Правители и знать покоряемых общин или государств, согласившиеся признавать верховенство Силла, вливались в ряды местной аристократии, получали земли во владение и государственные должности. Однако только выходцы из шести бу Саро могли получить место в столице, в то время как выходцы из покоренных позднее территорий, даже если они были местными именитыми аристократами, могли рассчитывать только на должность в провинции, причем провинциалы занимали, как правило, только низшие и средние должности – высшие должности в провинциях принадлежали также столичной аристократии.
читать дальше?Провинции контролировались центральной администрацией, опиравшейся на военную силу. От занимаемой должности зависел в Силла не только общественный статус, но и размер принадлежащих чиновнику земель и число рабов, и уровень жизни – быт аристократии и простонародья жестко регламентировался. Так что легко понять, что почет и уважение, связанные с более высоким социальным статусом, а также комфорт и богатая жизнь, связанные с ними же, были доступны в первую очередь столичной знати из числа коренных силланцев; местная знать могла войти в ряды высшей элиты лишь благодаря бракам с семьями столичной аристократии.
Простонародье из добровольно присоединившихся к Силла общин и государств или сдавшееся во время войны на милость победителей превращалось в зависимое (можно сказать, крепостное) население, обязанное обрабатывать землю и нести различные повинности. Поскольку, как уже и говорилось выше, всей землей распоряжалась королевская власть, королевские указы определяли, на каких именно землях будут жить провинциальные жители – и, соответственно, какие урожаи получать. Например, в соответствии с королевским указом жители провинциальных округов могли быть переселены на новые земли, если в регионе был бунт, если земли отданы кому-то из знати в качестве надела и по ряду других причин. (Напр. «В тринадцатом году (146 г.)
Зимой, в десятом месяце, восстал Апток, поэтому посланы войска на его усмирение, а оставшееся население переселено в южные земли»).
Видимо, в том, что касалось налогов и повинностей, столичное простонародье пользовалось определенными льготами, поскольку основная масса бедняков создавалась из населения завоеванных общин, хотя в шести силланских бу тоже были бедняки. (Жилось простонародью нелегко, а бедноте – тем более: в «Самгук саги» есть упоминания о том, как во время голода из-за неурожая люди продавали в рабство детей и из-за нехватки зерна ели сосновую кору). Что же касается сопротивлявшихся завоевателям – они, как правило, истреблялись или становились рабами. * * *
В дораме в той или иной форме отображались разные моменты, связанные с историей создания Силлы, отношениями столицы и провинций, победителей и побежденных народов. (хотя впечатление иногда было подпорчено постановкой эпизодов, и из-за этого сперва было трудно понять, «что хотел сказать автор».) Так, в уже упоминавшейся церемонии, показанной в первой серии, шесть цветов одежд танцоров символизируют шесть общин, ставших основой королевства Силла.
Показанные в сериале элитные хвараны столицы (те, что имели право командовать не только своими учениками, но и другими хваранами) и их семьи делятся на две категории – представители богатой и вельможной столичной аристократии (к каковой, как легко понять, относятся все родичи Мисиль) и представители знатных провинциальных семей, которые пользуются определенным влиянием благодаря авторитету в своих родных землях и личным отрядам (прообразом которых были некогда войска отдельных общин и кланов), но не принадлежат к высшему чиновничеству и владеют относительно небольшими земельными угодьями. Столичные хвараны и их ученики питаются за счет налогов, собираемых с народа, а «понаехавшему» Ким Юсину за подвиги в войне жалуют земли, чтобы он содержал свою семью и своих учеников.
читать дальшеХвараны, давно служащие в столичных гарнизонах, с презрением относятся к «понаехавшим» провинциалам и всячески их допекают и гнобят, чтобы те побыстрее попросили о переводе обратно в провинцию – в одной из начальных серий благородные хвараны благородно гордятся, что предыдущую «шайку провинциалов» выжили из столицы всего за месяц. Ким Сохёна в начале сериала держали подальше от столицы, чтобы ограничить его политическое влияние. (впоследствии Мисиль, сохраняя формальную почетность перевода провинциальных дворян в столицу, попытается использовать это в своих целях, заставляя этих дворян передать свои личные войска под командование подчиненных Мисиль: передав свои войска под чужое командование и оказавшись оторванными от народа в родной провинции, получившие номинально высокие титулы провинциальные аристократы фактически оказались бы в столице на положении беспомощных заложников. Но это было уже потом).
Помимо этого, в дораме показаны уроженцы Тэкая, поселившиеся в соответствии с королевскими указами на бесплодных землях – потому как все лучшие земли в провинциях, надо думать, сановным вельожам и храмам принадлежат. В неурожайные годы люди разбойничают или продают детей в рабство, чтобы прокормиться, и готовы отдать последнее любому мошеннику, пообещавшему вызвать дождь. За проявления недовольства против них, само собой, войска «для подавления бунта» отправляют. Кроме того, уроженцы Тэкая, стремящиеся вернуть Кая независимость, создали движение Покьявэй. И представители этого движения как минимум в определенный момент сюжета ненавидят потомков Ким Мурека – понятно за что, а равно и за то, что Ким Сохён, занимая высокий пост и пользуясь всеми привилегиями знатного столичного вельможи, не пытается помочь своим соплеменникам, равно как и к уроженцу Тэкая Вольчхону после определенных событий ненависть питали.Кстати, черепаха, несущая на спине шесть яиц, как символ конфедерации Кая (и эмблема Покьявэй) в сюжете не просто так – этот символ связан с мифом об образовании шести государств конфедерации Кая, который в «Самгук Юса» излагается следующим образом:
читать дальше?«После Великого Начала эти земли еще не имели имени, правителей и подданных не было, как не было и названий для них. А было девятеро старейшин-канов — Адоган, Ёдоган, Пхидоган, Одоган, Юсу-ган, Ючхонган, Синчхонган, Очхонган и Синвиган, и они управляли народом. В ста домах жили семьдесят пять тысяч человек. Большею частью обитали они сами по себе в горной глуши. Для питья ископали колодцы, для еды распахали долины в горах.
Как-то в день «омовенья», в третью луну восемнадцатого года правленья под девизом Цзянь-у императора Гуанъу-ди, в год «тигра» над Черепашьей горой (а гора эта названа так оттого, что похожа на черепаху с вытянутыми лапами) разнесся неведомый голос, созывавший окрестный народ. Две, а может и три, сотни людей собрались на горе и прислушались. Как будто человеческий голос! Нет никого кругом, а голос спрашивает:
— Кто здесь?
Девять старейшин в ответ:
— Мы.
Голос опять вопрошает:
— Кто «мы» Где я?
Они говорят:
— У Черепашьей горы.
И промолвил голос:
— Владыка Небес повелел мне явиться сюда и основать здесь царство и стать в нем правителем.
Вот почему сошел я с вышних небес. А вы в свой черед возьмите по горстке земли с горной вершины и пойте песню:
«Черепаха, эй, черепаха, слушай меня!
Из-под панциря высунь голову, я велю!
Если сейчас же не высунешь ты головы —
На огне поджарю тебя и съем!»
Распевая песню, вы будете весело плясать и прыгать. Так должно встречать великого государя.
Девятеро старейшин сделали все по его слову: изъявляя радость, пели, плясали и прыгали. Потом поглядели они на небо и видят: до самой земли спустилась темно-лиловая вервь, к верви привязан красным платком золотой ларец. Они отворили его, а в нем шесть золотых яиц, круглых словно бы солнце.
Исполнясь благоговенья, все собравшиеся сто раз им поклонились. Затем затворили ларец, отнесли в дом Адогана, положили на постель и разошлись.
Ровно через сутки перед рассветом тучи людей сошлись у двора Адогана и отворили ларец. Из яиц появились шестеро младенцев величавого вида. Их усадили за стол, и народ склонился перед ними в поклоне, выражая покорность и радость.
Младенцы росли на глазах. Через десять дней и десять ночей каждый сделался ростом в девять чхо-ков — словно иньский Тянь-и, осанкою напоминал дракона — словно ханьский Гао-цзу, имел восьми-цветные брови, как Яо, и двойные зрачки, как Шунь. В пятнадцатый день своей жизни вступили они на престол.
Того, кто явился первым из яйца, одни величали Суро, иные — Сурын (посмертное его имя). Страну называли Большой Карак, а также государством Кая, поскольку она была одной из шести Кая. Остальные пятеро ушли в пять Кая и сделались там правителями