Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Про жизнь писать нервотрепно, пишу про дораму. (про дорамы писать тоже не всегда интересно, но пусть будет) ))
В начале просмотра она воспринималась прямо как «Вау» и мне хотелось писать много восторженных слов и рекомендовать ее как классный фэнтэзи-сериал. Середина, на мой вкус, гораздо «слабее», чем первая половина сериала и финальные серии, а «технические» аспекты не всегда можно назвать во всех отношениях прекрасными, так что в список любимых сериалов он вряд ли войдет, однако, по-моему, это интересный сериал, который стоит как минимум одного просмотра.
В родном Китае сериал пользовался коммерческим успехом в прокате и набрал за время премьерного показа(?) 16 млрд просмотров онлайн (что на конец осени 2016 г. уже не было непревзойденным рекордом, однако является очень впечатляющим результатом). В съемки сериала вгрохали 300 млн юаней – около 37,5 млн долларов США, так что его можно смело назвать одной из самых высокобюджетных китайских дорам, да и в целом одним из самых дорогих сериалов в мире.
Стоит отметить, правда, что отзывы критиков были довольно противоречивыми. Онлайн-трансляция последних эпизодов была отложена по требованиям цензуры (понятия не имею почему – никаких сцен с рейтингами 21+ в финале не было, а уровнем смертности персонажей в китайских сериалах вряд ли кого-нибудь удивишь. Упоминаний о том, что кто-то из участников проекта на тот момент «вляпался» в скандал, мне тоже не встречалось. Может, там какие-то «неправильные» идеи увидели? Потому что идея там в финале есть, и это один из моментов, которые мне нравятся в сериале. Впрочем, работа чиновников от цензуры в любом авторитарном или тоталитарном обществе – вообще штука сложная. Я, например, понятия не имею, почему псевдоисторическую мелодраму «Баллада пустыни» цензурный комитет два года не выпускал в прокат из-за «искажения ист. реальности», в то время как не очень-то историчная мелодрама «Принц Ланьлинь» спокойно транслировалась на экранах)
Много малоинтересных словСуть сюжета вкратце:
Давным-давно на далеком-далеком и очень фэнтэзийном Дальнем Востоке жили рядом смертные люди, бессмертные боги (шэн) и духи. Земли богов Огня и Льда разделял бескрайний океан, где проживало божественное племя Русалок. Неподалеку от земель ледяного племени жили племена различных духов, способных принимать облик животных. Большая часть этих племен была объединена под властью одного правителя, а племя Медведей было независимым. Племена Сновидцев и Целителей были обычными людьми, но обладали большими магическими способностями и долголетием.
К началу сюжета король ледяного племени был верховным правителем трех миров – людей, духов и богов; его подданными были племена духов и людей-магов, русалки и огненное племя повиновались ему. Самых отважных и талантливых людей из числа простых смертных выбирали, чтобы быть Стражами на службе ледяного короля, охраняя границы трех миров и защищая их жителей. В остальном же в жизнь не владеющих магическими способностями смертных боги не вмешивались, предоставляя им жить по своим обычаям.
Однако огненного короля такое положение дел не устраивало, поскольку был он властолюбив неимоверно и во имя власти готов был даже детей родных сожрать живьем – в прямом смысле слова, - а уж войну развязать – тем более. Предыдущая война, в которой племена Огня и Льда сражались за власть, закончилась поражением пламенных ребят, и король Огня жаждал реванша. Ну и трона верховного правителя, само собой. Но для начала войны ему, как и многим ему подобным, был нужен повод. И во время дня рождения главгероя – принца Ледяного племени Ка Со – огненный король, как и подобает вассалу, отправил своего наследника принести поздравления и подарить подарок. А заодно и совместить приятное с полезным – нахамить кому-нибудь, или в поединке ранить, или изнасиловать – в общем, спровоцировать конфликт и дать повод к войне, а заодно и диверсию в землях ледяного племени устроить, чтобы огненным воевать было проще. Огненный кронпринц успешно заполнял ту-ду-лист «устроить диверсию –нахамить-поучаствовать в поединке-попытаться изнасиловать», когда его во время попытки изнасилования тяжело ранили. В ледяном племени его лечили, но тут в дело вмешалась третья сила в виде черного дыма, и наследник огненного племени умер. «Счастье-то какое», - подумал огненный король и немедля развязал войну; а пока шла война, преследующая свои собственные цели третья сила всюду летала дымком и во все втайне вмешивалась, чтобы потом явиться на экранах во всем блеске мишурно-гламурности и магических способностей.
Помимо огненного короля и «дымка», существует и еще одна интересная личность: наложница ледяного короля. В брак вступила с одним королем, любила другого, а сына родила от третьего (интересная личность, да). Ледяной король по поводу ее добрачных связей никогда никому ни слова не сказал и бастарда растил как своего сына, поэтому наложница-русалка считает, что неплохо было бы сделать ее сына новым верховным королем, а заодно и стать государыней-матерью, конечно. Ради этой благой цели она готова поинтриговать, кого-нибудь поубивать или помочь кого-нибудь поубивать. Мнения сына по поводу, конечно, не спрашивает, потому что что он там понимает, старшие лучше знают, что для него лучше. Между тем сын – его зовут Ин Кун Ши, он младший брат главгероя и второй главгерой, - в ходе войны быстро взрослеет – в прямом смысле слова – и начинает демонстрировать неожиданные, неслыханные и невиданные магические способности.
Все это – и много вызванного этим пиндреца – происходит, затрагивая судьбы разных персонажей. И ждут этих персонажей квесты – множество всяческих квестов, артефакты, магические поединки, война, семейные отношения, любовные отношения и любовные треугольники, политические отношения, детективные расследования, и все это между собой связано. Кстати, первая сцена сериала – это в то же время его последняя сцена, расширенная и продолженная, что-то вроде отрывка эпилога в качестве пролога: нам показывают главгероя после того, как все уже произошло, и весь дальнейший сериал – это его воспоминания. Правда, в сериале это четко не обозначили, и понять «а что, собственно, происходит» в начале первой серии было трудновато.
Кстати, при просмотре «Ледяной фантазии» я не знал, что людей, работавших над сериалом, объединяют общие знакомства и общие деловые партнеры. Режиссер Цзюй Цзюэ Лян получил известность благодаря сериалу «Патриот Юэ Фэй» (и. р. главгероя и соинвестор – Хуан Сяомин) - сериал вошел в топ-10 телевизионных премьер 2013, транслировался в Японии и Южной Корее и получил награды «Лучший сериал» и «Лучшая режиссура»; впоследствии тот же режиссер снял еще один топ-рейтинговый и коммерчески очень успешный сериал, «Генерал и я» (и. р. главроли – Анджела Бэйби). Сценаристка Шэнь Чжи Нинь работала над сценарием сериала «Песнь в облаках» (2015) с Анджелой Бэйби в гл. роли. А исполнитель главной роли принца Ка Со и продюсер – Фэн Шао Фэн – входит в список звезд-«контрактников» Huayi Brothers Media Corporation; его «раскрутка» на большом экране во многом связана с фильмами этой медиакорпорации, и, разумеется, он друг Хуана Сяомина (про «топовый» китайский синематограф можно смело документалку снимать – «Одиннадцать друзей Сяомина», «Двенадцать друзей Сяомина», «Тринадцать друзей Сяомина» Х))) Там такая документалка – с интригами, скандалами, отношениями экономическими и личными, настоящей любовью, борьбой на преодоление, воплощением в жизнь принципов и идей, жизнью элиты, бизнес-дружбой и просто дружбой; и реалии современного Китая во всей красе: и роль женщин в обществе и шоу-бизе, и система ценностей, верования, суеверия и нормы этикета, и представления о проф. этике и нравы в индустрии развлечений, и особенности работы развлекательной индустрии в авторитарном гос-ве, и т. п. Мне статьи про это на английском и китайском гораздо интереснее читать, чем многие книги и сериалы читать и смотреть. Впрочем, биографию Фэна Шао Фэна в этом плане самой яркой не назовешь, и вообще это оффтоп, конечно). В общем, то, что мне нравится в «Ледяной фантазии», во многом совпадает с тем, что мне нравится в сериалах с Анджелой Бэйби и Хуаном Сяомином, и это вполне объяснимо, по-моему. ) А еще там есть одна деталь, которая мне в вышеупомянутых сериалах уже потихоньку нравиться перестает, и некоторое количество индивидуальных достоинств и недостатков.
«Ледяная фантазия» - это экранизация романа Го Цзинмина «Город грез». После того, как роман был напечатан в 2003 году, было продано более 1.5 млн экземпляров, и он занял второе место в списке бестселлеров. Его много раз пытались экранизировать, но попытки были неудачными – это объясняли тем, что для вымышленного мира и сюжета плохо подходит формат полнометражки, а также тем, что для качественной экранизации фэнтэзи нужен опр. уровень технологий. Идея экранизации-сериала появилась в ноябре 2014, а к 10 июня 2015 сценарий и подготовка к съемке были завершены.
При экранизации роман был заметно изменен. Добавлено было больше конфликтов, сюжетных линий, завязок и отношений между персонажами; для многих персонажей были разработаны биографии, увеличена их сюжетная роль, а некоторые персонажи разработаны именно сценаристом. История мира, обычаи и отношения разных племен и народов также во многом придуманы сценаристом. Например, в книге главным героем был Ин Кун Ши, и на нем и его отношениях к брату и с братом был сосредоточен сюжет. Начиналась книга с того момента, как война с огненным племенем закончилась и среди принцев льда остались в живых только Ши и Ка Со. Принцесса Ян Да была придумана сценаристом, а Ли Ло и принцесса русалок изменены в процессе разработки.
Жизнь трех миров – это объединение древнекитайских обычаев, европейских традиций Нового времени, дальневосточных и европейских верований и легенд и авторской фантазии. Поклонники дальневосточной культуры могут увидеть здесь много знакомого – правители официально содержат наложниц, советники подают доклады трону, знатным людям, будь то сановники или королева, может быть пожалован красивый почетный титул, не предполагающий владение собственностью, - почетной считается уже сама благосклонность государя, стояние на коленях перед дворцом как способ подать просьбу и т. п. И при этом прекрасные принцы танцуют с красивыми девами бальные танцы. И все эти привычные реалии органично объединены с магической составляющей. Боги питаются ароматом цветов и курений, а от человеческой пищи им может стать дурно. Русалки не могут долго находиться на суше, потому что им станет трудно ходить; от воды из мира смертных их ноги превращаются в рыбий хвост, а после потери девственности русалка навсегда получает человеческие ноги; слезы, пролитые русалкой в мире смертных, превращаются в жемчуг, а слезы, пролитые при потере девственности, становятся мощным артефактом. Целитель, на которого наложено проклятье, не может лечить, а может лишь отравлять людей; бог, проливший кровь смертного, лишается магических сил согласно договору, заключенному чтобы избежать злоупотреблений… и многое другое. Мне, в целом, нравится то, как сценарист разработал реалии вымышленного мира – с вниманием к разным мелким магическо-политическим, магическо-бытовым и т. п. деталям - то, что мне всегда нравится в фантастике и помогает верить в вымышленный мир. И при этом в сериале удалось сделать то, что абсолютно не получилось у Питера Джексона при экранизации книг Толкина – наглядно показать разницу между жизнью разных разумных сущностей. Иногда это делается в юмористическом ключе: «Ли Ло, твоя рыба черная и странно пахнет. Что с ней? – Ааа, она сгорела! Как ее теперь есть!» А иногда вполне серьезно, и по этому «серьезно» и разницу между эльфами и людьми в мире Толкина и их взаимоотношения понять гораздо легче. Например, король Льда объясняет смертной девушке Ли Ло, почему она и ее любимый – принц божественного племени – не могут быть вместе. «Представь, что букашка-однодневка влюбилась в живущего тысячу лет журавля. Есть ли будущее у их любви? – Да. Даже если бы эта букашка прожила всего один день, она была бы самой счастливой в мире букашкой. – Но что стало бы с журавлем?» И действительно, побыть с любимым человеком ничтожно малое время – все равно что несколько дней по людскому счету, - а затем видеть, как этот любимый человек дряхлеет, болеет, умирает, и понимать, что ты ничем не можешь помочь, а потом навсегда остаться в одиночестве – то еще удовольствие для мазохиста. Или разница между миром богов и смертных: не все божества благородны, среди них возможны политиканство, жестокость, убийства, борьба за власть, однако это – нечастые случаи. В мире смертных, куда попадают божества, работорговля, мошенничество, бандитские шайки и т. п. – это часть средневековой повседневной реальности.
В общем, сценарист очень много работал над разными аспектами сценария, включая разработку мира, и эта работа во многом заслуживает комплиментов. При этом я все же не могу назвать разработку вымышленного мира во всех отношениях совершенной и лишенной недостатков. Например, не стоит при просмотре задаваться вопросом «Как рождаются молодые русалки, если ни одного мужчину-русала ни только ни разу не показали, но и ни разу не упомянули в сюжете». Х)
Дизайн локаций для сериала разрабатывал Дэн Хеннах, получивший «Оскар» за разработку локаций трилогии «Властелин Колец»; при разработке он вдохновлялся как древнекитайскими так и западными пейзажами, зданиями и т. п. С начала августа 2015 Хеннах и режиссер изучали варианты дизайна декораций и посетили разные места для натурных съемок. Декорации дворца русалок из Бескрайнего моря занимали 7000 квадратных метров, и для их создания использовали 500 тонн искусственного снега. На создание ледяного дворца было потрачено 2 млн юаней – т. е. примерно 250 тыс. долларов. Более 100 человек изготовили 6000 предметов бутафории, многие из которых использовались в массовых сценах… в общем, работали с размахом. Большая часть сериала снималась в Пекине, среди декораций или зеленых экранов, а натурные съемки проводили во внутренней Монголии (места, любимые китайскими синематографистами) Съемки длились 6 месяцев, а с февраля 2016 работа над дорамой перешла к стадии постпродакшна, где-то 75% которого составляла работа над спецэффектами и компьютерной графикой. Кстати, автор романа Го Цзинмин был художественным руководителем проекта, это была первая в его жизни работа над сериалом. На практике это, видимо, означало, что с ним консультировались по поводу того, какими он видит локации и персонажей. Над визуальными эффектами работала международная компания Pixomondo.
Если говорить о визуальной составляющей сериала, то, на мой взгляд, она во многом очень хороша. Декораций и компьютерных пейзажей очень много, все они разработаны с учетом специфики проживающих в разных локациях народов и с вниманием к деталям, регулярно появляются новые локации, так что взгляд «замылиться» не успевает. (Мне в сериале больше всего понравились дизайнерские решения при разработке библиотеки ледяного дворца и маленьких ледяных зародышей. Храм предков огненного племени и дневник Ян-да тоже, по-моему, хороши).
Над костюмами и внешностью персонажей поработали тоже здорово и тщательно. Для каждого вымышленного народа нужно было разработать индивидуальный облик для воинов, прислужниц, советников, представителей элиты, это требовало большой креативности мышления и, ИМХО, очень хорошо удалось.
К компьютерной графике поклонники голливудских блокбастеров, скорее всего, найдут повод придраться, но для китайского сериала 2016-го года это прямо очень здорово (достаточно сравнить кач-во визуальных эффектов с высокорейтинговыми сериалами «Интрига Мэйжэнь» (2010), «Лань Лин Ван» и «Предание о легендарном мече Сюань Юаня» (2013), чтобы понять, насколько всего за несколько лет поднялась «планка» требований к визуальным эффектам в сериалах, да и к качеству визуальной картинки и проработке сценария в целом).
Работа над украшениями и работа гримеров, на мой взгляд, уже не заслуживают подобных комплиментов. Впрочем, хорошие гримеры в сериалах – вообще редкость, и не только в китайских. Исключения из правил, конечно, есть, но «Ледяная фантазия» к ним не относится.
В работе над костюмами тоже не всегда все радует. Костюмы персонажей изменялись не в зависимости от ситуации, а по принципу «покажем, что у нас и вот такая красивая одевка есть»: например, когда королевский страж Лило скиталась с бежавшим из королевства принцем Ка Со по разным землям или путешествовала по ледяной пустыне, это нисколько не мешало ей переодеваться во время скитаний в новые стильные костюмы, а праздничная одежда персонажей не отличалась от будничной. Над костюмами и париками и.р. основных ролей очень тщательно работали, а вот для эпизодических персонажей вроде всяких оборотней и демонов прикиды уже, такое впечатление, создавали по старому-доброму ролевому принципу «соорудить за пару часов что-нибудь из тряпок, палок, фигни и такой-то матери» + при изображении атак подобных созданий, как правило, экономили на компьютерной графике, так что впечатление было порой странноватым. Наряд королевы ЛиЛо в последних сериях – длинный шлейф в сочетании с юбкой выше колен – тоже удивлял, с учетом того, что обычно одежда элиты в сериале была гораздо более строгой. Ну и принцип маскировки в сериале ничем не отличался от ролевых игр и порядком-таки умилял. Например, едут принц и принцесса огненного племени в Город Снегов на разведку. Каждое племя можно опознать по цвету глаз и волос и особенностям одежды, поэтому персонажи замаскировались… накинув белые плащи поверх стандартных прикидов огненного племени Х)) . До того умилило – «Я в белом плаще и вообще местный» Х)
Что касается впечатлений от музыки – назвать ее плохой или однообразной нельзя, но это редкий случай, когда меня совсем не «зацепила» музыка в дальневосточном сериале. Впрочем, это – субъективная вкусовщина, за исключением одного момента: - когда во время смерти одного из основных персонажей в последней серии «врубили» веселенькую и заводную попсовую мелодию, супервайзора по музыке захотелось познакомить поближе с учебниками психологии. Потому что, может, я что-то неправильно в романтизме и трагизме понимаю, но все равно странно такой выбор такой муз. темы выглядит. Хотя если они стремились к худ. оригинальности, то они ее добились Х).
Продолжение следует
В начале просмотра она воспринималась прямо как «Вау» и мне хотелось писать много восторженных слов и рекомендовать ее как классный фэнтэзи-сериал. Середина, на мой вкус, гораздо «слабее», чем первая половина сериала и финальные серии, а «технические» аспекты не всегда можно назвать во всех отношениях прекрасными, так что в список любимых сериалов он вряд ли войдет, однако, по-моему, это интересный сериал, который стоит как минимум одного просмотра.
В родном Китае сериал пользовался коммерческим успехом в прокате и набрал за время премьерного показа(?) 16 млрд просмотров онлайн (что на конец осени 2016 г. уже не было непревзойденным рекордом, однако является очень впечатляющим результатом). В съемки сериала вгрохали 300 млн юаней – около 37,5 млн долларов США, так что его можно смело назвать одной из самых высокобюджетных китайских дорам, да и в целом одним из самых дорогих сериалов в мире.
Стоит отметить, правда, что отзывы критиков были довольно противоречивыми. Онлайн-трансляция последних эпизодов была отложена по требованиям цензуры (понятия не имею почему – никаких сцен с рейтингами 21+ в финале не было, а уровнем смертности персонажей в китайских сериалах вряд ли кого-нибудь удивишь. Упоминаний о том, что кто-то из участников проекта на тот момент «вляпался» в скандал, мне тоже не встречалось. Может, там какие-то «неправильные» идеи увидели? Потому что идея там в финале есть, и это один из моментов, которые мне нравятся в сериале. Впрочем, работа чиновников от цензуры в любом авторитарном или тоталитарном обществе – вообще штука сложная. Я, например, понятия не имею, почему псевдоисторическую мелодраму «Баллада пустыни» цензурный комитет два года не выпускал в прокат из-за «искажения ист. реальности», в то время как не очень-то историчная мелодрама «Принц Ланьлинь» спокойно транслировалась на экранах)
Много малоинтересных словСуть сюжета вкратце:
Давным-давно на далеком-далеком и очень фэнтэзийном Дальнем Востоке жили рядом смертные люди, бессмертные боги (шэн) и духи. Земли богов Огня и Льда разделял бескрайний океан, где проживало божественное племя Русалок. Неподалеку от земель ледяного племени жили племена различных духов, способных принимать облик животных. Большая часть этих племен была объединена под властью одного правителя, а племя Медведей было независимым. Племена Сновидцев и Целителей были обычными людьми, но обладали большими магическими способностями и долголетием.
К началу сюжета король ледяного племени был верховным правителем трех миров – людей, духов и богов; его подданными были племена духов и людей-магов, русалки и огненное племя повиновались ему. Самых отважных и талантливых людей из числа простых смертных выбирали, чтобы быть Стражами на службе ледяного короля, охраняя границы трех миров и защищая их жителей. В остальном же в жизнь не владеющих магическими способностями смертных боги не вмешивались, предоставляя им жить по своим обычаям.
Однако огненного короля такое положение дел не устраивало, поскольку был он властолюбив неимоверно и во имя власти готов был даже детей родных сожрать живьем – в прямом смысле слова, - а уж войну развязать – тем более. Предыдущая война, в которой племена Огня и Льда сражались за власть, закончилась поражением пламенных ребят, и король Огня жаждал реванша. Ну и трона верховного правителя, само собой. Но для начала войны ему, как и многим ему подобным, был нужен повод. И во время дня рождения главгероя – принца Ледяного племени Ка Со – огненный король, как и подобает вассалу, отправил своего наследника принести поздравления и подарить подарок. А заодно и совместить приятное с полезным – нахамить кому-нибудь, или в поединке ранить, или изнасиловать – в общем, спровоцировать конфликт и дать повод к войне, а заодно и диверсию в землях ледяного племени устроить, чтобы огненным воевать было проще. Огненный кронпринц успешно заполнял ту-ду-лист «устроить диверсию –нахамить-поучаствовать в поединке-попытаться изнасиловать», когда его во время попытки изнасилования тяжело ранили. В ледяном племени его лечили, но тут в дело вмешалась третья сила в виде черного дыма, и наследник огненного племени умер. «Счастье-то какое», - подумал огненный король и немедля развязал войну; а пока шла война, преследующая свои собственные цели третья сила всюду летала дымком и во все втайне вмешивалась, чтобы потом явиться на экранах во всем блеске мишурно-гламурности и магических способностей.
Помимо огненного короля и «дымка», существует и еще одна интересная личность: наложница ледяного короля. В брак вступила с одним королем, любила другого, а сына родила от третьего (интересная личность, да). Ледяной король по поводу ее добрачных связей никогда никому ни слова не сказал и бастарда растил как своего сына, поэтому наложница-русалка считает, что неплохо было бы сделать ее сына новым верховным королем, а заодно и стать государыней-матерью, конечно. Ради этой благой цели она готова поинтриговать, кого-нибудь поубивать или помочь кого-нибудь поубивать. Мнения сына по поводу, конечно, не спрашивает, потому что что он там понимает, старшие лучше знают, что для него лучше. Между тем сын – его зовут Ин Кун Ши, он младший брат главгероя и второй главгерой, - в ходе войны быстро взрослеет – в прямом смысле слова – и начинает демонстрировать неожиданные, неслыханные и невиданные магические способности.
Все это – и много вызванного этим пиндреца – происходит, затрагивая судьбы разных персонажей. И ждут этих персонажей квесты – множество всяческих квестов, артефакты, магические поединки, война, семейные отношения, любовные отношения и любовные треугольники, политические отношения, детективные расследования, и все это между собой связано. Кстати, первая сцена сериала – это в то же время его последняя сцена, расширенная и продолженная, что-то вроде отрывка эпилога в качестве пролога: нам показывают главгероя после того, как все уже произошло, и весь дальнейший сериал – это его воспоминания. Правда, в сериале это четко не обозначили, и понять «а что, собственно, происходит» в начале первой серии было трудновато.
Кстати, при просмотре «Ледяной фантазии» я не знал, что людей, работавших над сериалом, объединяют общие знакомства и общие деловые партнеры. Режиссер Цзюй Цзюэ Лян получил известность благодаря сериалу «Патриот Юэ Фэй» (и. р. главгероя и соинвестор – Хуан Сяомин) - сериал вошел в топ-10 телевизионных премьер 2013, транслировался в Японии и Южной Корее и получил награды «Лучший сериал» и «Лучшая режиссура»; впоследствии тот же режиссер снял еще один топ-рейтинговый и коммерчески очень успешный сериал, «Генерал и я» (и. р. главроли – Анджела Бэйби). Сценаристка Шэнь Чжи Нинь работала над сценарием сериала «Песнь в облаках» (2015) с Анджелой Бэйби в гл. роли. А исполнитель главной роли принца Ка Со и продюсер – Фэн Шао Фэн – входит в список звезд-«контрактников» Huayi Brothers Media Corporation; его «раскрутка» на большом экране во многом связана с фильмами этой медиакорпорации, и, разумеется, он друг Хуана Сяомина (про «топовый» китайский синематограф можно смело документалку снимать – «Одиннадцать друзей Сяомина», «Двенадцать друзей Сяомина», «Тринадцать друзей Сяомина» Х))) Там такая документалка – с интригами, скандалами, отношениями экономическими и личными, настоящей любовью, борьбой на преодоление, воплощением в жизнь принципов и идей, жизнью элиты, бизнес-дружбой и просто дружбой; и реалии современного Китая во всей красе: и роль женщин в обществе и шоу-бизе, и система ценностей, верования, суеверия и нормы этикета, и представления о проф. этике и нравы в индустрии развлечений, и особенности работы развлекательной индустрии в авторитарном гос-ве, и т. п. Мне статьи про это на английском и китайском гораздо интереснее читать, чем многие книги и сериалы читать и смотреть. Впрочем, биографию Фэна Шао Фэна в этом плане самой яркой не назовешь, и вообще это оффтоп, конечно). В общем, то, что мне нравится в «Ледяной фантазии», во многом совпадает с тем, что мне нравится в сериалах с Анджелой Бэйби и Хуаном Сяомином, и это вполне объяснимо, по-моему. ) А еще там есть одна деталь, которая мне в вышеупомянутых сериалах уже потихоньку нравиться перестает, и некоторое количество индивидуальных достоинств и недостатков.
«Ледяная фантазия» - это экранизация романа Го Цзинмина «Город грез». После того, как роман был напечатан в 2003 году, было продано более 1.5 млн экземпляров, и он занял второе место в списке бестселлеров. Его много раз пытались экранизировать, но попытки были неудачными – это объясняли тем, что для вымышленного мира и сюжета плохо подходит формат полнометражки, а также тем, что для качественной экранизации фэнтэзи нужен опр. уровень технологий. Идея экранизации-сериала появилась в ноябре 2014, а к 10 июня 2015 сценарий и подготовка к съемке были завершены.
При экранизации роман был заметно изменен. Добавлено было больше конфликтов, сюжетных линий, завязок и отношений между персонажами; для многих персонажей были разработаны биографии, увеличена их сюжетная роль, а некоторые персонажи разработаны именно сценаристом. История мира, обычаи и отношения разных племен и народов также во многом придуманы сценаристом. Например, в книге главным героем был Ин Кун Ши, и на нем и его отношениях к брату и с братом был сосредоточен сюжет. Начиналась книга с того момента, как война с огненным племенем закончилась и среди принцев льда остались в живых только Ши и Ка Со. Принцесса Ян Да была придумана сценаристом, а Ли Ло и принцесса русалок изменены в процессе разработки.
Жизнь трех миров – это объединение древнекитайских обычаев, европейских традиций Нового времени, дальневосточных и европейских верований и легенд и авторской фантазии. Поклонники дальневосточной культуры могут увидеть здесь много знакомого – правители официально содержат наложниц, советники подают доклады трону, знатным людям, будь то сановники или королева, может быть пожалован красивый почетный титул, не предполагающий владение собственностью, - почетной считается уже сама благосклонность государя, стояние на коленях перед дворцом как способ подать просьбу и т. п. И при этом прекрасные принцы танцуют с красивыми девами бальные танцы. И все эти привычные реалии органично объединены с магической составляющей. Боги питаются ароматом цветов и курений, а от человеческой пищи им может стать дурно. Русалки не могут долго находиться на суше, потому что им станет трудно ходить; от воды из мира смертных их ноги превращаются в рыбий хвост, а после потери девственности русалка навсегда получает человеческие ноги; слезы, пролитые русалкой в мире смертных, превращаются в жемчуг, а слезы, пролитые при потере девственности, становятся мощным артефактом. Целитель, на которого наложено проклятье, не может лечить, а может лишь отравлять людей; бог, проливший кровь смертного, лишается магических сил согласно договору, заключенному чтобы избежать злоупотреблений… и многое другое. Мне, в целом, нравится то, как сценарист разработал реалии вымышленного мира – с вниманием к разным мелким магическо-политическим, магическо-бытовым и т. п. деталям - то, что мне всегда нравится в фантастике и помогает верить в вымышленный мир. И при этом в сериале удалось сделать то, что абсолютно не получилось у Питера Джексона при экранизации книг Толкина – наглядно показать разницу между жизнью разных разумных сущностей. Иногда это делается в юмористическом ключе: «Ли Ло, твоя рыба черная и странно пахнет. Что с ней? – Ааа, она сгорела! Как ее теперь есть!» А иногда вполне серьезно, и по этому «серьезно» и разницу между эльфами и людьми в мире Толкина и их взаимоотношения понять гораздо легче. Например, король Льда объясняет смертной девушке Ли Ло, почему она и ее любимый – принц божественного племени – не могут быть вместе. «Представь, что букашка-однодневка влюбилась в живущего тысячу лет журавля. Есть ли будущее у их любви? – Да. Даже если бы эта букашка прожила всего один день, она была бы самой счастливой в мире букашкой. – Но что стало бы с журавлем?» И действительно, побыть с любимым человеком ничтожно малое время – все равно что несколько дней по людскому счету, - а затем видеть, как этот любимый человек дряхлеет, болеет, умирает, и понимать, что ты ничем не можешь помочь, а потом навсегда остаться в одиночестве – то еще удовольствие для мазохиста. Или разница между миром богов и смертных: не все божества благородны, среди них возможны политиканство, жестокость, убийства, борьба за власть, однако это – нечастые случаи. В мире смертных, куда попадают божества, работорговля, мошенничество, бандитские шайки и т. п. – это часть средневековой повседневной реальности.
В общем, сценарист очень много работал над разными аспектами сценария, включая разработку мира, и эта работа во многом заслуживает комплиментов. При этом я все же не могу назвать разработку вымышленного мира во всех отношениях совершенной и лишенной недостатков. Например, не стоит при просмотре задаваться вопросом «Как рождаются молодые русалки, если ни одного мужчину-русала ни только ни разу не показали, но и ни разу не упомянули в сюжете». Х)
Дизайн локаций для сериала разрабатывал Дэн Хеннах, получивший «Оскар» за разработку локаций трилогии «Властелин Колец»; при разработке он вдохновлялся как древнекитайскими так и западными пейзажами, зданиями и т. п. С начала августа 2015 Хеннах и режиссер изучали варианты дизайна декораций и посетили разные места для натурных съемок. Декорации дворца русалок из Бескрайнего моря занимали 7000 квадратных метров, и для их создания использовали 500 тонн искусственного снега. На создание ледяного дворца было потрачено 2 млн юаней – т. е. примерно 250 тыс. долларов. Более 100 человек изготовили 6000 предметов бутафории, многие из которых использовались в массовых сценах… в общем, работали с размахом. Большая часть сериала снималась в Пекине, среди декораций или зеленых экранов, а натурные съемки проводили во внутренней Монголии (места, любимые китайскими синематографистами) Съемки длились 6 месяцев, а с февраля 2016 работа над дорамой перешла к стадии постпродакшна, где-то 75% которого составляла работа над спецэффектами и компьютерной графикой. Кстати, автор романа Го Цзинмин был художественным руководителем проекта, это была первая в его жизни работа над сериалом. На практике это, видимо, означало, что с ним консультировались по поводу того, какими он видит локации и персонажей. Над визуальными эффектами работала международная компания Pixomondo.
Если говорить о визуальной составляющей сериала, то, на мой взгляд, она во многом очень хороша. Декораций и компьютерных пейзажей очень много, все они разработаны с учетом специфики проживающих в разных локациях народов и с вниманием к деталям, регулярно появляются новые локации, так что взгляд «замылиться» не успевает. (Мне в сериале больше всего понравились дизайнерские решения при разработке библиотеки ледяного дворца и маленьких ледяных зародышей. Храм предков огненного племени и дневник Ян-да тоже, по-моему, хороши).
Над костюмами и внешностью персонажей поработали тоже здорово и тщательно. Для каждого вымышленного народа нужно было разработать индивидуальный облик для воинов, прислужниц, советников, представителей элиты, это требовало большой креативности мышления и, ИМХО, очень хорошо удалось.
К компьютерной графике поклонники голливудских блокбастеров, скорее всего, найдут повод придраться, но для китайского сериала 2016-го года это прямо очень здорово (достаточно сравнить кач-во визуальных эффектов с высокорейтинговыми сериалами «Интрига Мэйжэнь» (2010), «Лань Лин Ван» и «Предание о легендарном мече Сюань Юаня» (2013), чтобы понять, насколько всего за несколько лет поднялась «планка» требований к визуальным эффектам в сериалах, да и к качеству визуальной картинки и проработке сценария в целом).
Работа над украшениями и работа гримеров, на мой взгляд, уже не заслуживают подобных комплиментов. Впрочем, хорошие гримеры в сериалах – вообще редкость, и не только в китайских. Исключения из правил, конечно, есть, но «Ледяная фантазия» к ним не относится.
В работе над костюмами тоже не всегда все радует. Костюмы персонажей изменялись не в зависимости от ситуации, а по принципу «покажем, что у нас и вот такая красивая одевка есть»: например, когда королевский страж Лило скиталась с бежавшим из королевства принцем Ка Со по разным землям или путешествовала по ледяной пустыне, это нисколько не мешало ей переодеваться во время скитаний в новые стильные костюмы, а праздничная одежда персонажей не отличалась от будничной. Над костюмами и париками и.р. основных ролей очень тщательно работали, а вот для эпизодических персонажей вроде всяких оборотней и демонов прикиды уже, такое впечатление, создавали по старому-доброму ролевому принципу «соорудить за пару часов что-нибудь из тряпок, палок, фигни и такой-то матери» + при изображении атак подобных созданий, как правило, экономили на компьютерной графике, так что впечатление было порой странноватым. Наряд королевы ЛиЛо в последних сериях – длинный шлейф в сочетании с юбкой выше колен – тоже удивлял, с учетом того, что обычно одежда элиты в сериале была гораздо более строгой. Ну и принцип маскировки в сериале ничем не отличался от ролевых игр и порядком-таки умилял. Например, едут принц и принцесса огненного племени в Город Снегов на разведку. Каждое племя можно опознать по цвету глаз и волос и особенностям одежды, поэтому персонажи замаскировались… накинув белые плащи поверх стандартных прикидов огненного племени Х)) . До того умилило – «Я в белом плаще и вообще местный» Х)
Что касается впечатлений от музыки – назвать ее плохой или однообразной нельзя, но это редкий случай, когда меня совсем не «зацепила» музыка в дальневосточном сериале. Впрочем, это – субъективная вкусовщина, за исключением одного момента: - когда во время смерти одного из основных персонажей в последней серии «врубили» веселенькую и заводную попсовую мелодию, супервайзора по музыке захотелось познакомить поближе с учебниками психологии. Потому что, может, я что-то неправильно в романтизме и трагизме понимаю, но все равно странно такой выбор такой муз. темы выглядит. Хотя если они стремились к худ. оригинальности, то они ее добились Х).
Продолжение следует