Пишу о впечатлениях спустя год после того, как впервые посмотрел видео. (Я - довольно медленный газ, я знаю

).
По правде говоря, эту запись не то что рецензией - отзывом назвать нельзя. Я просто записывал то, что пришло в голову. Поэтому извиняюсь перед людьми, упомянутыми в тексте, за возможные офтопы и бестактности. ))
Кроме декабрьского я видел апрельский показ, и впечатления от этих двух эпизодов были совершенно разные. Во-первых, на декабрьском показе была особая, "темная" атмосфера, создаваемая за счет игры сразу многих исполнителей. Какие-то черточки в мимике и жестикуляции демонов и их манере держаться, выражающие их отношение к словам Даниэля. Непонимание того, что это за странное видение у них перед глазами (Даниэль находится в другом измерении, как мы помним, он для демонов - такая же ожившая картинка, видимая, но неосязаемая, как и они для него) и непонимание его слов, и в непонимании слов отчетливо ощутимой ноткой - этакое высокомерно-презрительное "О чем это там этот человечишка бормочет?" Люцифер - с лицом, порой застывающим каменной маской, демонстрирующим ноль эмоций и фунт презрения, порой - с истинно дьявольской улыбкой и ледяной стынью озера Коцит в глазах (м-м, какая улыбка, какой взгляд!

) короткий небрежный жест, отгоняющий темных ангелов, манера голову вскидывать... Реальный князь тьмы в этом эпизоде получился

). И Даниэль - ошарашенный, затравленно озирающийся, с почти безумным взглядом... Блин, мне на пятом (!) подряд просмотре видео хотелось на сцену броситься, чтобы пацана защитить - настолько сильным было это впечатление о перепуганном подростке, оказавшемся среди чуждых и, в общем-то, враждебных людям созданий. В общем, декабрьские-2012 "Ангелы тьмы" реально ангелами тьмы получились.

Во-вторых, раньше я песню из этого эпизода вообще не воспринимал. То есть она мне даже нравилась, и я ее напевал... Ну, как среднестатистические россияне обычно иностранные песни поют. Знаете? "Феличита! Ля-ля-ля-ля-ля, ля-ля-ля-ля-ля... Феличита, феличита, уно феличита!" Или "Хэппи нью ир, хэппи нью ир, тра-ля-ля-ля, тра-ляля-ля-ля-ля-ля"

Ну а я "Ангелов тьмы" примерно так напевал: "Просто! Тра-ля-ля-ля-ля просто! Тра-ля-ля-ля-ля просто! Тра-ля-ля-ля что-то там... Сложно... Что же там дальше? Сложно! (Классная песня). Сложно! Тра-ля-ля-ля-ля-ля".

А после этого видеопросмотра она обрела смысл, все элементы эпизода - хореография, стихи, музыка, актерская игра - наконец-то стали восприниматься как единое целое, как сюжет эпизода, а не просто красивая, но непонятная и незапоминающаяся песня с подтанцовкой, исполняемая людьми в мундирах.
И, наконец, работа команды. Тоже гораздо лучше по сравнению с апрелем воспринималась, и это было вполне предсказуемо. Анарион-Вельзевул, Никелина-Даниэль, Джесс наконец-то вролилась, Амэ играла в состоянии на ногах стояния...
Бразильский кофе после морковного, короче.
В общем, удовольствие доставляла игра каждого исполнителя, и эпизод я при каждом просмотре просматривал несколько раз. Он ведь трехплановый, события на трех "бытийных уровнях" (технически воплощенных тремя линиями на сцене) происходят. Первый "уровень" и первый план на сцене - демоны, они же падшие архангелы, второй - Вельзевул, Даниэль и темные ангелы, третий - Люцифер и Вельзевул. Так вот, я при просмотре декабрьского видео сначала трижды его по "планам повествования" просматривал, а потом еще несколько раз - ради каждого исполнителя персонально. Поскольку там реально есть на что посмотреть, и роли действительно здорово проработаны.
Впрочем, об исполнителях надо сказать отдельно.
читать дальшеВ том числе и потому, что именно благодаря ТА я убедился, что фраза "Нет больших и маленьких ролей, есть талантливые и плохие актеры" - это не просто фраза, которую режиссеры придумали для актеров, которые на главные роли просятся, это правда. Дело в том, что сам по себе сюжет тех же ВМ, например, предусматривал наличие не просто исполнителей массовки, а эпизодических персонажей, от поступков которых будет что-то зависеть в сюжете, у которых будут определенные отношения с окружающими их людьми, и, соответственно, определенные характеры, и это с самого начала предопределяло определенный подход к ролям. ТА же следовал традициям классических мюзиклов с соответствующим распределением ролевых функций. И я, чего уж греха таить, в полном соответствии с традициями этих мюзиклов рассуждал: "Ага, это роль рассказчика, тут играть нечего. А это роль в поющей массовке, это вообще не роль. А про не поющую массовку и говорить нечего". И понадобилось определенное время, чтобы понять, что и Даниэль, и Бегемот, и Велиал, и третий ангел слева от занавеса - это не просто подпевка и подтанцовка в массовке, не просто "столбом на сцене с книжкой поторчать". Это роли, которые можно качественно сыграть, выражая какие-то идеи сюжета и создавая характеры персонажей.
Например, Велиала Амэ выделяет среди остальных демонов с именами гордая манера держаться и наиболее эмоциональное переживание всего происходящего. Создавалось впечатление, что моральная трансформация персонажа еще не завершилась полностью, и когда он не находится под влиянием Вельзевула, выбранный путь и темная истина не кажутся ему единственно верными и стоят серьезных сомнений и раздумий. Кроме того, в сравнении с другими демонами он уделяет больше внимания общению с другими братьями. Кстати, Велиал был первым среди демонов, кто обыграл сущность выбранной для него маски. Скользящая звериная плавность походки сочеталась с причудливыми полуптичьими движениями, сразу заставляя вспомнить о тэнгу из японских мифов.
Астарот Джесс - это аристократическая сдержанность жестикуляции в сочетании с ощущающимися в каждом жесте избалованной утонченностью, эгоистичностью, высокомерием и пренебрежением к окружающим. Этот персонаж точно не понимает, зачем на каких-то людишек слова тратить или внимание обращать, да и братья, нацепившие черные плащики, для него не сказать что много значат. Это ощущение некоей... скажем так, бездуховности персонажа хорошо сочеталось с маской оскаленного черепа, так что иногда от этого даже жутковато становилось.
Арнакша-Бегемот в этом эпизоде вролилась относительно поздно - полное вхождение в персонаж не ощущалось вплоть до последнего куплета с припевом. А вот в последнем куплете рука Арнакши уже действительно казалась когтистой кошачьей лапой, а в жесте, каким Бегемот судорожно вцепился в ворот мундира, была искренняя, неподдельная боль.
Второй сценический план заслуживает внимания, потому что кроме актерской игры меня привлекает там в полном смысле слова потрясающая сработанность исполнителей (Гейши из ВМ сказали бы - "У них есть синхрон"
) - движения Даниэля и массовки синхронизированы секунда в секунду с жестами Вельзевула. Вельзевул протягивает руку или плавно проводит рукой по воздуху - и в том же направлении толкают Даниэля или двигаются по сцене в танце темные ангелы. Вельзевул поднимает руку/руки к лицу - в ту же секунду ангелы выполняют прыжки при поддержке Даниэля. А самое главное - этот синхрон (который наверняка стоил приличной работы) вообще не фиксуется при первых просмотрах (я, например, его просмотре этак на десятом заметил). Эта абсолютная естественность и незаметность технических элементов в сочетании с высококлассной актерской игрой и помогли понять партию Даниэля, воспринимать ее как "агитацию" подростка Вельзевулом, "вкладывающим в голову" парнишке информацию о судьбе тех, кто в будущем захочет приобщиться к темному знанию. И, кстати, этой сработанности исполнителей, которая у Никелины-Даниэля и темных ангелов-Либрисов проявлялась и в других эпизодах, ТА не в последнюю очередь обязан одной из любимых моих художественных фишек - восприятию ангелов и демонов из танцующей массовки и как живых существ, и как воплощение мыслей и эмоций поющих персонажей. Например в "Ангелах тьмы" когда одетые в черное фигуры окружают Даниэля, таскают из стороны в сторону, копошатся у его ног, кружатся вокруг него в танце - это воспринимается именно как кружащийся перед глазами подростка вихрь мыслей и образов, поток вторгающейся в мозг информации, обуревающие разум мысли и терзающие его сомнения. И взмах руками - это попытка отогнать от себя эту информацию и эти чувства, потому что воспринять все это нелегко - так ведь и рехнуться недолго.
При этом темные ангелы - это, как сказано выше, не только компания абстракций, как в пьесах-моралитэ, но и живые существа. Здесь скажу пару слов только об исполнительнице, которая мной всегда воспринималась как самая темная из темных.
У разных либрисов был разный подход к ролям - кто-то просто танцевал, кто-то добавлял к танцу игру и эмоции. А Олеся именно отыгрывала образ по полной. Причем образ получался многогранным - в нем органично сочетались эротичность соблазнительницы-суккуба, шаловливый чертенок и звероватость повадок. М-м, и пластика!
(Как говорится, если видишь темного ангела с потрясающей мимикой и пластикой движений, значит, это Олеся. Если видишь темного ангела с потрясающей мимикой и пластикой и странной прической - это Анарион. Или Олеся со странной прической.
Если видишь темного ангела с потрясающей мимикой и пластикой и это не Олеся и не Анарион - не верь глазам своим.
). В общем, образ, созданный Олесей, здорово работал на атмосферность сюжета и привлекал к себе внимание, хотя и был всего лишь ролью в массовке.
Говоря об атмосферности, нельзя и Даниэля Никелины еще раз не упомянуть. Даниэль в ТА - это вообще было очень... скажем так, "по-японски".
В книге "Сакура и дуб" есть одна маленькая зарисовочка об отверстиях для пальцев в сёдзи. Они окованы металлом, чтобы бумага не рвалась и не пачкалась. И вот на этом металле была гравировка в виде цветов сакуры. Это была тончайшая работа, был аккуратно и бережно изображен каждый лепесток, цветы казались живыми. Столько времени и сил было потрачено, казалось, напрасно, потому что десятки людей ежедневно открывали сёдзи, но вряд ли хоть кто-то из них стал бы обращать внимание на эти цветы, и это символизировало определенный тип мышления - стремиться сделать в совершенстве то, для чего хватило бы обычной функциональности. Так вот, качественно сыгранную роль Даниэля так и хочется сравнить с этими цветами сакуры на металле. Потому что ну кто на Даниэля внимание обращает? Я вот сначала особо внимания не обращал - два куплета спеть и два часа с книжкой в руках мебель поизображать - смотреть-то особо и не на что.
А между тем эпизоды с Даниэлем - это композиционное обрамление сюжета; все, что видят зрители, по сюжету - ожившие образы из волшебной книги, читаемой Даниэлем, "история в лицах", на которую мы смотрим его глазами. Так вот, Даниэль Никелины - это детализм при проработке роли и подкупающая естественность исполнения. Безуспешные попытки прикоснуться к видимым, но неосязаемым ангелам и демонам, пластика движений, при которой от легкого взмаха "ангельской" или "демонической" руки безвольно изгибается тело, момент, когда от резкого жеста ангелов Даниэля реально на сцену будто волной невидимой энергии швыряет, взгляд - безмятежный и смотрящий сквозь архангелов или устремленный в книжку в самые драматичные моменты сюжета - все это, как и многие другие детали образа, здорово работает на восприятие событий, изображенных с помощью достаточно скромных технических средств (ширмы, туники, мундиры), как оживших видений времен войны в Раю.
В общем, раньше я не очень понимал, почему на роль Даниэля Никелину поставили. (Это же все равно что катана ручной работы за N-дцать тысяч баксов салат крошить, потому что "так, типа, вкуснее". (А столовый ножик для этого взять было нельзя?
). А теперь присмотрелся - да, так и правда "вкуснее", "столовый ножик" тут не прокатит. ))
Анарион-Вельзевул... Тут, если честно, даже не знаю, что сказать. Блин, я искренне надеюсь, что этого ангельско-эльфийски-демоническо прекрасного человека после каждого выступления печеньками откармливали, чем-нибудь покрепче отпаивали и в сауну с гейшами и суккубами отправляли для морального восстановления. Ибо подобная игра - это даже не вхождение в образ, это перерождение в образ. Перевоплощение каждым нейросинапсом и каждым мускулом в создание из иного, высшего мира. Это сжигание души в пепел к такой-то матери, порождающее эту волну энергетики, что выплескивается в зал и на сцену. Это образ, о котором точно двумя словами не скажешь, ибо Вельзевул Анариона одновременно отвратителен и невыразимо прекрасен. Мразь и сволочь, сгорбленная тень со скрюченными пальцами, порождение серого сумрака, воплощение всего худшего в Люцифере; истинный властитель темных сил и руководитель темного воинства, энергетика которого сплотила темных воедино и толкнула на борьбу; создание высшего, нежели люди, порядка, непередаваемо одухотворенное - все это воплощено в одном образе. Вельзевул Анариона - пожалуй, наилучшее воплощение слов "падший ангел", потому что значение каждого из слов показано в полной мере.
При этом образ до сих пор мне не совсем понятен, потому что назвать Вельзевула просто аватарой Люцифера, воплощающей все худшее в нем, можно далеко не во всех эпизодах. Если в "Искушении", "Последней капле", "Темном воинстве" или "Светлом воинстве" Вельзевул - самостоятельная и полностью отрицательная личность, то в некоторых других эпизодах он предстает как второе "я" Люцифера, неразрывно связанное с ним и воплощающее отнюдь не только отрицательные эмоции, а скорее одну из эмоциональных сторон его личности. К таким эпизодам относится, например, "Ад", где Вельзевул и Люцифер показывают в начале эпизода один - моральную ломку и мучительную боль существа, живьем сгорающего в ледяном огне, второй - полную отрешенность от происходящего. Так вот, "Ангелы тьмы" для меня как раз относится к эпизоду, где мотивы и эмоции Вельзевула не совсем ясны. Он склоняет Даниэля на свою сторону, разъясняет ему темную истину, показывает ему видения из прошлого и будущего. Но если Люцифер по ходу эпизода просто выражает полуравнодушное одобрение к происходящему, то Вельзевул... У него на первом, а особенно на втором куплете Даниэля такое лицо, что толком и не объяснишь. Сайто в эпизоде "Окита в госпитале" с таким выражением лица впору играть, а не Вельзевула в "Ангелах тьмы". (( То ли у него появилось сочувствие к еретикам будущего, которые будут умирать во имя темной истины. То ли за Даниэля переживать начал, подумав, что переборщил с обрушенным на подростка потоком информации, еще с ума мальчишка свихнется. У меня первая мысль при просмотре была, если честно - "Перешугали пацана, сволочи-сук...кубы агитбригада в водолазках, вот, даже Вельзевул пожалел
То ли он, как и падшие архангелы, заморачивается по поводу темной истины. А может, я слишком загоняюсь, и у Анариона на том показе просто горло болело или что-то в этом роде.
У этой команды ведь никогда не поймешь, то ли исполнитель с переломом позвоночника играет, то ли просто концепт персонажа перекурили, и у него теперь выправка строже.
В финале эпизода Анарион тоже отыграл достаточно сложный эмоциональный спектр. В общем, точно сказать можно только одно - образ получился гораздо более интересный и неоднозначный, чем персонаж Анастаса, и хотелось бы видео с ним целиком увидеть, чтобы образ "в полный рост" заценить. (Мечты. мечты...
)
По законам логики завершать рассказ об исполнителях должны много фраз о Люцифере. ) Но их я писать не буду по одной простой причине.
О главгерое и центровом персонаже пару фраз не напишешь, тут уж или более-менее приличный анализ делать, или вообще ничего не писать. А образ достаточно сложный, при просмотре отдельных эпизодов в чем-то противоречивым кажется. Кроме того, у меня создалось ощущение, что при сцен. взаимодействии с разными Вельзевулами и Габриэлями смысловые акценты в образе оказывались каждый раз немного другими. Поэтому написать подробную рецензию я предоставляю тем, кто хоть один показ полностью видел, а еще лучше - у кого полные видеозаписи со всех выступлений есть. А я почитаю с удовольствием.
(Рецензию или хотя бы отзыв, а не отклик или комплимент
. Поскольку, при всем уважении к авторам откликов, говорят эти отклики больше о личности авторов, нежели об исполнителях и сюжете. )) Ну а комплимент - это комплимент. Вещь полезная, как кофе, болеутоляющее, успокоительное или симулятор. Но полезная исключительно в небольших дозах и исключительно авторам или исполнителям. Так что буду искать рецензии, поскольку сам их написать не могу.
). Скажу несколько слов и о сюжете эпизода, как он мной воспринимался. В сущности, весь эпизод - это такой своеобразный разговор падших ангелов с человечеством. Одновременно происходит и наставление Даниэля Вельзевулом в темных истинах - в процессе этого Даниэль видит то, что будет с носителями темного знания в будущем. (И, по ходу, та эмоционально-информационная лавина, которую Вельзевул на него обрушил, да еще одновременно с окружающими его видениями ангелов, оказывается непосильной моральной нагрузкой для парнишки). А бывшие архангелы тоже несут темное знание в массы, символически обращаясь к зрителям (что, как я понимаю, должно подразумевать распространение сомнений в людских душах и прочую метафизику

). И при этом, как и часто в ТА, текст песни можно понять двояко. Если просто анализировать текст, создается ощущение, что бывшие архангелы убеждают людей, что все просто для тех, кто ничего не знает: либо не знаешь сомнений и взлетаешь к Богу, либо выбираешь, "Бог или дьявол" под пытками в муках отречения, а на самом деле все сложно. Но мюзикл - это не текст, это то, что происходит на сцене. А на сцене - демоны, говорящие о выборе веры и том, что все просто, отнюдь не с насмешкой - нет, они убеждают, рьяно и горячо, что Бог-дьявол, вправе-не вправе - все просто и, в общем-то, без разницы. Выбери веру - какую-нибудь из двух (по возможности - нашу), снизойдет на тебя прозрение и "нет в нас сомнений". На сцене - демоны, смотрящие на искренне и до глубины души, до крышесноса проникшегося вельзевуловскими агитками Даниэля с презрительными усмешками и Люцифер, у которого после слов Даниэля появляется довольный, насмешливый и реально дьявольский блеск в глазах. На сцене - демоны, которые только что агитировали, как все просто, спрашивают "Души людей, чем вы нас неизменнее? Так почему стали вашими тенями?
Так почему по ошибке прощение - с вами Господь, а для нас сотворение, а для вас отпущенье грехов? И сам этот вопрос, и то, какая боль в нем прозвучала... Просто? Просто с другими. (с). А на самом деле не так уж все просто оказывается.