И немного о впечатлениях )
Становление королевской власти и власти рода Кимов, ранги, сословное деление
Становление королевской власти в Саро-Силла проходило в несколько этапов:
1) До конца I в. до н. э. правители Силла назывались
косоганами и
чхачхаунами. Именно так именуются первые полулегендарные правители Силлы, упомянутые в исторических сочинениях, - Хёккосе (57-3 гг. до н.э.) и Намхэ (4-23 гг. н.э.).
Слово косоган указывало на главу рода и военного руководителя, а термин чхачхаун - на шамана/жреца или распорядителя различных церемоний жертвоприношений. Титулы косоган и чхачхаун на начальном этапе формирования Силла нередко применялись по отношению к одному лицу. Это означало, что глава рода мог одновременно быть военным руководителем и выступать религиозным лидером.
читать дальше?По мнению многих ученых, во II-I вв. до н.э. население бывшего Чинхан с центром в Саро (Кёнчжуской равнине) еще не достигло такого уровня консолидации в политическом и военном отношении, чтобы можно было говорить о государстве. Объединяющую роль в жизни всех племен играли религиозные ритуалы – такие, как жертвоприношения богам и духам предков, изречение предсказаний и прорицаний, отвращающие зло ритуалы и т. п Согласно тогдашним верованиям, шаманы выступали как посредники между людьми и незримым миром и в этом качестве могли исполнять ряд важнейших функций - благодаря способностям к предвидению и знанию воли богов определять основные направления деятельности народа и знати; предотвращать стихийные бедствия и прочие беды общегосударственного масштаба; способствовать скорейшему преодолению последствий стихийных бедствий, войн и т.п.; предсказывать большие потрясения. Легко понять, что авторитет таких людей был очень высок, они пользовались огромным уважением и привилегиями и их распоряжения выполнялись. Военному лидеру также подчинялись все племена – защита своих земель и захватнические походы были еще одним объединяющим фактором, - однако его власть, скорее всего, уступала власти жреца. Отголоски тех времен сохранились на Дальнем Востоке и в средневековье: так, ряд религиозных ритуалов, имеющих с т. з. людей важное значение, по-прежнему выполнялся правителем и членами правящей семьи.
В вышеизложенной легенде о Хёкоссе и в легенде о его сыне Намхэ можно найти намеки на реальное социально-политическое устройство раннего Саро. Старейшины шести родовых общин Саро собираются выбирать своего правителя; им становится личность с фамилией Пак; правящий статус наследует сын правителя. Согласно существующим мнениям, в обществе уже закрепилась традиция передачи статуса верховного жреца или военачальника от отца к сыну, и этот наследственный статус был закреплен за родом Пак. Однако в том случае, если наследование не было бесспорным, правителя выбирали представители шести родовых общин Саро.
2) С конца I в. до н. э. до IV в. н. э. правителей союза Саро называли нисагымами, что указывало на их особый статус главы союза родоплеменных объединений. При этом правители родоплеменных объединений - протогосударств, входящих в союз Саро - именовались косоганами.
Власть нисагымов не всегда была наследственной. На собрании косоганов, согласно общему мнению, принималось решение либо о передаче власти по наследству, либо об избрании нового нисагыма. Чаще всего нисагымами становились главы родов Пак, Сок и Ким, состоящие в родстве с предыдущими правителями, как об этом свидетельствуют записи в «Самгук саги»:
"Восшествие исагыма Юри (24 г.)
Он был наследником Намхэ. … В старину, перед своей кончиной, Намхэ позвал сына Юри и зятя Тхальхэ (из рода Сок) и сказал: «По смерти моей остаются две ваши фамилии — Пак и Сок, и старший годами [в ваших родах] должен занять место». Впоследствии возвысился и род Ким. И так как место занимал старший годами из трех фамилий, он назывался исагымом".
"Восшествие исагыма Тхальхэ (57 г.)
Тогда ему было шестьдесят два года от роду. Фамилия его была Сок, супругой являлась госпожа Ахё. Родом Тхальхэ происходил из государства Тапхана, расположенного в тысяче ли к северо-востоку от государства Вэ. …В пятом году правления (8 г. н. э.) ван Намхэ, услышав о мудрости Тхальхэ, выдал за него свою дочь, а в седьмом году (10 г. н. э.) назначил на должность тэбо (министра) и поручил государственные дела. Перед своей смертью Юри сказал: «Завещание прежнего вана гласило, что после его смерти место должен унаследовать старший годами и наиболее мудрый, независимо от того сын или зять, и таким образом раньше взошел я, но теперь должно передать место ему (Тхальхэ)».
"Восшествие исагыма Пхачжа (80 г.)
Он был вторым сыном вана Юри. Супругой являлась госпожа Сасон из рода Ким, дочь кальмунвана Хору. Когда скончался Тхальхэ, сановники хотели возвести наследника Юри — Ильсона, но некоторые стали говорить, что хотя Ильсон и является старшим сыном, но ни энергией, ни пониманием не может сравниться с Пхачжа, поэтому возвели последнего. Пхачжа был крайне скромен и бережлив, любил народ, поэтому люди страны хвалили его.
Восшествие исагыма Мичху
Фамилия [его] была Ким. Матерью была дочь кальмунвана Ичхиля из рода Пак, супругой — госпожа Чомён из рода Сок, дочь вана Чоби. ..Так как у Чхомхэ не было сына, люди страны возвели Мичху, и с этого началось правление страной родом Ким".
Судя по всему, уже в III в. намечались тенденции появления своеобразной публичной власти. В период войн против соседних общин в Силла происходило заметное усиление власти вождя и военачальников. Так, в 231 г. учреждается должность главного военачальника —тэчжангуна, в 244 г. в лице одного человека совмещается административная и военная власть, и, наконец, в 261 г., как сообщает Самкук саги, силланский правитель «начал выслушивать государственные дела в Южном зале», а житель общины Хангибу по имени Пудо, отличавшийся своей грамотностью, назначен заведовать казной.
3) C конца IV до начала VI в. глава союза племен Саро носил титул марипкан. Словом кан наряду со словом косоган называли глав союзов племен, а марип обозначает «великий» и свидетельствует об очередном повышении статуса верховного правителя.
О времени появления этого титула имеются разноречия в корейских источниках. По Самкук саги, его впервые носил Нульчжи, правивший с 417 г. , а по Самкук юса — Намуль, правивший с 356 г.. Более правильным считается сообщение Самкук юса, так как в китайских источниках это название встречается в конце IV в. Этот период истории Силла характеризуется переходом власти к роду Ким в правление Нэмуля (356-402) и окончательным закреплением передачи власти от отца к сыну, произошедшим в правление Нульчжи (417-458).
В период правления марипканов (356 — 502 гг.) явственно наблюдается начало формирования в Силла государственной организации с присущими ей атрибутами — бюрократией, регулярной армией и пр. Из сообщения Самкук саги о том, что в 357 г. «лица, отличавшиеся сыновней почтительностью и благонравием, повышены в чине на одну степень», можно сделать вывод о существовании определенной градации для чиновников.
4) В 503 г. марипкан Чичжын (500 — 514 гг.) принял новый титул вана (короля), а его государство приобрело устойчивое название «Силла». Иероглифам этого названия давалось символическое толкование и подчеркивалось, что новое государство представляет объединение различных земель, вошедших в его состав. Ким Бусик пишет об этом следующим образом:
"В четвертом году (503 г.)
Зимой, в десятом месяце, сановники сказали государю, что со времени утверждения дела [правления страной нашим] Основателем еще не установилось название государства — иногда его называли Сара, иногда — Саро или Силла. По мнению сановников, названием государства следовало установить Силла, где [первый знак] Син (новый) должен означать каждодневное обновление добродетелей, а [второй знак] ра (сеть) — объединение (или включение в состав государства) всех окрестных земель. Еще [сказали они]: если посмотреть на издревле существовавших государей, то все они назывались или ди (император), или ван (король, князь), а у нас со времени установления государства нашим Основателем до настоящего времени управляли двадцать два поколения [государей], но они носили местные наименования и не имели настоящих почетных титулов и поэтому теперь по единодушному мнению ваши сановные слуги почтительно преподносят государю титул «вана государства Силла». И с этим согласился ван."
Южнокорейские историки объясняют переход от исконно корейских наименований силласких государей к «прокитайским» связью с вассально-сюзеренными отношениями Кореи и Китая или процессом заимствования китайской культуры. (С точки зрения Китая, ванами должны были именоваться правители пограничных с Китаем государств, находившихся на более низком культурном уровне и обязанные подчиняться императору Китая.) Такой переход они объясняют тем, что в связи с ростом и расцветом Силла появилась объективная потребность в развитии культуры, в том числе политической. Поэтому Силла заинтересовалось Китаем как соседней державой, стало проявлять интерес к нему и воспринимать отдельные элементы его культуры. По этой причине силлаские правители стали именоваться ванами.
Для укрепления монархического начала были заимствованы китайские обычаи ношения подданными траура по умершему вану, присвоения монарху посмертных почетных титулов, а также символического наименования годов царствования._______
Так к середине 6-го века постепенно сложилась политическо-социальная обстановка, показанная в дораме.
Правящим родом был род Ким, только представители этого рода могли занимать трон. Второе по значимости место занимал род Пак, откуда происходило большинство королевских жен и наложниц.
Существовало деление служилого сословия Силла на 17 рангов (сложилось к началу VI в., ко времени правления короля Попхын-вана (514-539) ). Высшим был первый ранг, низшим – семнадцатый, каждому рангу соответствовали определенные должности; каждой из должностей и рангов соответствовали свои должностные пожалования и привилегии.
Цитирую Самгук саги:
«Первый из них назывался ибольчхан <некоторые называют ибольган, или убольчхан, или каккан, или какчхан, а иногда - собархан или собурхан>. Второй назывался ичхокчхан <некоторые называют ичхан>. Третий назывался чапчхан <некоторые называют чаппхан или сопхан>. Четвертый назывался пхаджинчхан <некоторые называют хэган или миган>. Пятый назывался тэачхан; Шестой назывался ачхан<некоторые называют ачхоккан или ачхан (в другом написании)>, в этом чине различались степени от чуначхана до саджун ачхана. Седьмой назывался ильгильчхан <некоторые называют ыльгильган>.Восьмой назывался сачхан <некоторые называют сальчхан или садольган>. Девятый назывался кыппольчхан <некоторые называют кыпчхан или кыппоккан>. Десятый назывался тэнама <некоторые называюттэнамаль>, в этом чине различались степени от чун-дэнама до куджун-дэнама. Одиннадцатый назывался нама <некоторые называют намаль>, в этом чине различались степени от чуннама дочхиль-джуннама. Двенадцатый назывался тэса <некоторые называют ханса>. Тринадцатый назывался саджи <некоторые называют соса>. Четырнадцатый назывался кильса <некоторые называют кеджи, некоторые называют кильчха>. Пятнадцатый назывался тэо <некоторые называют тэоджи>. Шестнадцатый назывался соо <некоторые называют сооджи>. Семнадцатый назывался чови <некоторые называют сонджоджи>.»Помимо деления на ранги в Силла существовала своя уникальная система сословного деления, именовавшаяся колъпхум, что дословно означает «качество кости», т. е. «качество рода», «качество происхождения».
читать дальше?Принадлежность к общественной элите в Силла определялась происхождением. Аристократия, или люди «благородного происхождения», делились на пять категорий. Высшей была категория сонголь, или «священная кость». К ней принадлежали лица, бывшие в родстве с королем и по материнской и по отцовской линии. За ней следовала категория чинголь — «истинная кость» - люди, находившиеся в родстве с королем только по отцовской линии.
Изначально престол имели право занимать только представители «священной/святой кости». Однако в середине VII в., во времена правления королевы Чиндон-нёван (647-653), исчезло высшее сословие «священной кости» сонголь. В результате со времени правления короля Мурёль-вана (654-660) – Чхунчху из дорамы - наследниками престола стали выходцы из сословия «истинной кости» чинголь.
Ниже чинголь располагались разные категории тупхум, что значит «качество головы», «ранг головы». Аристократия принадлежала к категориям с 6-й по 4-ю (юктупхум, одупхум, садупхум соответственно). Категории тупхум с 3-й по 1-ю в текстах источников не встречаются, вместо них используется общее понятие пэтссок, или пхёнмин, т. е. «простолюдины»; большинство простонародья являлось крестьянами. И, наконец, «подлый люд», главным образом представленный рабами. Рабами становились 1) военнопленные, 2) люди, проданные в рабство родичами или работорговцами, 3) преступники. Численность рабов по сравнению со свободным населением была невелика.
Положение в обществе и уровень жизни всецело определялись принадлежностью к одной из категорий населения. В зависимости от происхождения давались чиновничьи должности: должности с 1-го по 5-й ранг могли удостаиваться только представители «истинной кости», но не из других родов (семей). Отнесенные к сословию юктупхум не могли занимать должности выше 6-го ранга, одупхум - должности выше 10-го ранга, садупхум — должности выше 12-го ранга.
Из людей «истинной кости» состоял также Совет дворян (화백-, 和白 ). Этот совещательный орган, члены которого назывались тэдынами и принадлежали к высокоранговой аристократии, проводил совещания и выносил решения по поводу вопросов государственной важности – таких, как назначение наследника трона, заключение мира и объявление войны, браки в королевской семье. Одним из самых значимых решений Совета было принятие буддизма в качестве государственной религии. Глава совета – сандэдын/сансин – носил первый высший ранг.
Совет дворян, являвшийся своеобразным напоминанием о старых родоплеменных советах, ограничивал абсолютную власть короля – как уже и говорилось, было почти невозможно принять ни один важный закон без одобрения Совета (созданный в середине 7-го века Государственный совет, возглавляемый Первым министром, в большей мере был собранием советников короля, хотя при последующих династиях и приобрел определенный политический вес и влияние.
Таким образом, вся власть в стране фактически сосредоточилась в руках рода Кимов, занимавших все ключевые правительственные посты и контролировавших Cовет дворян. Однако между представителями рода была вполне возможна борьба за власть – восстание сандэдына Пидама, показанное в дораме (хотя, насколько я помню, и не в точности в соответствии с ист. источниками) было как раз одной из таких ситуаций. Аристократические сословия были замкнутой социальной структурой. Практически единственным способом повысить свой социальный статус был брачный союз, причем не только для женщин, но и для мужчин - в силланском обществе сохранялись некоторые матриархальные традиции, и мужчина мог считаться частью рода жены. Так, каясские Кимы, как и говорилось выше, получили статус «истинной кости» благодаря родству с королевским родом Силлы. Потомок принцессы из Тэкая Мунно, как рассказывалось в дораме, тоже вошел в сословие чинголь благодаря браку с дочерью Кочхыльбу, принадлежавшего к «истинной кости» - других путей в ряды элиты в силланском обществе попросту не было ни для простонародья, ни для аристократии покоренных народов.
Сословный статус человека мог быть и понижен из-за различных причин –
читать дальше?например, из-за недостойного поведения. В дораме показана ситуация с низложением короля Чинчжи, объявленного недостойным государем из-за его поступков. И сам король, и его дети были на одну ступень понижены в сословном статусе, став не «священной», а «истинной костью» и лишившись права наследовать трон. Ким Сохён и принцесса Манмён вступили в брак без согласия королевской семьи, проявив тем самым и непочтительность детей к родителям, и непочтительность подданных к королевской семье, и поэтому семья Ким Сохёна лишилась статуса «истинной кости» и была причислена к сословию юктупхум. Только после прощения королевы-матери им был возвращен статус чинголь. (В дораме, кстати, изображен этот момент с упоминанием одной из социальных особенностей силланского общества – «раз Ким Сохёну возвращен статус «истинной кости», он не может более занимать должность всего лишь шестого ранга»).
Поскольку общественный статус, обладание богатством и властью всецело определялись родственными связями, браки между родственниками были распространенным явлением. Брак принцессы Чхонмён с ее двоюродным дядей принцем Ёнсу – исторический факт. Планируемые в сюжете браки между Токман и ее двоюродным дядей Пидамом или между Чхонмён и ее троюродным братом Юсином тоже были бы вполне возможны – табуированными являлись только браки близких родичей (родных братьев и сестер, например).
Система колъпхум регулировала не только процесс отбора на государственные должности, но и повседневную жизнь силласцев: ограничивался размер комнат личных домов (так, у сословия чинголь длина и ширина комнаты не могла превышать величины в 24 песок, у юктупхум — 21, у одупхум — 18, у садапхум — 15 чхок), цвет одежды, тип повозки, посуду, которой дозволялось пользоваться), аксессуары, пища. Простому народу запрещалось жить в больших домах, одеваться в шелка и носить кожаную обувь. Рис составлял пищу только привилегированных, а народ должен был питаться ячменем и просом, и т. п. (Более подробно о том, кому что было можно и нельзя, - в этой записи)___________
В общем, к 6-му-7-му вв. в Силла сложилась социальная обстановка, которую хорошо охарактеризовал Альчхон своей фразой: «Король Чинхын был великим человеком – он привлекал к себе на службу людей по их достоинствам и способностям, а не по их положению. Господин Мунно стал хвараном, когда еще не принадлежал к сословию чинголь, генерал Сольвон – низкого происхождения, а госпожа Мисиль – просто женщина». И действительно, подобные поступки могли показаться очень необычными в Силле эпохи Троецарствия – общественное устройство в государстве было жесткоиерархичным и построенным на дискриминации, и некоторые поступки персонажей и их взаимоотношения можно понять, только зная об этом.
Много слов о впечатленияхНапример, Сокпум беспредельно предан семье Мисиль, его поведение по отношению к Мисиль и Почжону – это сочетание дружеской преданности, вассальной верности и нерассуждающего собачье-холопского прислуживания; он одобряет любые их поступки и готов подчиняться им как в достойных, так и в откровенно грязных и паскудных делах, а что-то предпринимает и по собственной инициативе. Ближе к концу сериала он объясняет это поведение – оказывается, он не из знатной семьи; он смог стать столичным хвараном и командовать собственным отрядом только благодаря милости Мисиль, которая открыла его семье путь к чинам и карьере; если бы не это, Сокпум, будь он даже вдесятеро более талантливым фехтовальщиком, и мечтать не смел бы о том, чтобы пировать за одним столом с родичем королевской семьи Ким Альчхоном. Как сказал персонаж, «Силла не дала мне ничего. Всем, что у меня есть, я обязан госпоже Мисиль, и поэтому пожертвую за нее жизнью, если нужно». И среди сторонников Мисиль подобных «выскочек» было немало – тот же Сольвон по правам рождения едва ли смог бы возглавить военное ведомство и получить высокий ранг.
Кстати, на первый взгляд сюжетный конфликт выглядит довольно просто и полностью вписывается в силланские социальные нормы – «низкородная выскочка-наложница и ее приспешники портят жизнь королевской семье и не свое на себя берут». Но если присмотреться к сериалу и персонажам немного внимательнее, вырисовывается совсем другая картина.
Например, среди персонажей сюжета есть два сына Мисиль – принадлежащий к «истинной кости» сын королевского родича тэдына Сечжона Хачжон и сын «низкородного выскочки Сольвона» Почхон. Хачжон бездарен, труслив, абсолютно не умеет себя вести, все его заслуги, таланты и способности сводятся к тому, что он критикует и обгаживает всех окружающих и один раз за сюжет командовал нападением на голодных крестьян, в большинстве своем безоружных, и потом жаловался, что ему бедному-несчастному пришлось из-за этого страдать и чудовищные неудобства претерпевать; даже Мисэн удивлялся тому, что у его сестры и князя Сечжона могло «этакое» уродиться. Хачжон, еще будучи безбородым юнцом, стал членом Совета дворян, откровенно критиковал принца крови Ёнсу за «бездарность и неумелость» и критиковал решения короля; он смолоду был одним из верховных сановников страны и, если бы линия «святой кости» пресеклась, стал бы одним из претендентов на трон, хотя все его таланты, умения и заслуги сводились к тому, что он от знатного и сановного отца родился. Почжон умеет достойно вести себя в обществе, очень талантливый фехтовальщик, готов рисковать собой ради осуществления планов родителей, и на принципы «хваранского хваранства» ему не полностью наплевать, однако на социальной лестнице он стоит ниже князя Хачжона, обязан вежливо выслушивает критику и «наезды» сановного братца и мечтать не смеет о рангах и должностях, которые «истинной кости» Хачжону уже в ранней молодости достались. И все потому, что его отец Сольвон – «низкородный выскочка» (Сольвон даже прощения у сына попросил однажды за свое происхождение).
А еще среди персонажей есть высокородный тэдын Ыльче и принадлежащий к сословию «истинной кости» государев родич Ким Сохён. Высокородный тэдын Ыльче ради защиты политических интересов королевской семьи готов обречь на смерть дочь короля и в качестве платы за убийство уложить Ким Юсина к сестре убитой принцессы на брачное ложе; Ким Сохён (не отрицающий, что женился в свое время на принцессе не только ради любви, но и ради политических интересов) с готовностью берется за убийство принцессы, потому что это даст ему в случае успеха шанс стать в свое время отцом государя. На судьбы обеих принцесс благородным сановным мужам, естественно, плевать слюной, и своим отношением к королевской семье, к допустимым в политике средствам они, по-хорошему, ничем не отличаются от «выскочек» Сольвона и Мисиль.
Высокородный Ким Альчхон на фоне вышеупомянутых мужей из сословия чинголь, естественно, выглядит гораздо достойнее. Альчхон стал в свое время сандэдыном и, согласно матчасти, был наряду с Чхунчху одним из главных претендентов на трон. Однако этот персонаж в сериале никогда не кичится своим происхождением, готов без колебаний пожертвовать жизнью, если нужно, свято чтит принципы и идеалы «хваранского хваранства», считает неприемлемыми шантаж или террор как средства достижения цели, не одобряет подхалимаж или использование подчиненных в политических дрязгах, талантливый боец и командир и т. п.. В общем, это весьма симпатичный персонаж. При этом этот весьма симпатичный персонаж не видит ничего плохого в том, чтобы постоянно использовать основанные на религиозных верованиях лживые махинации в политических целях или убивать раненых подчиненных ради достижения военных задач; он не видит ничего плохого в том, чтобы гнобить «понаехавших провинциалов», и считает попытку помешать этому «предательством хваранства». И подобные детали поведения уже очень напоминают мировоззрение Мисиль, Почжона и Сольвона. Альчхон - очень достойный человек по меркам аристократического раннесредневекового силланского общества, но в то же время ему свойственны и недостатки средневековой силланской аристократии – и «выскочек», ряды этой аристократии пополнивших.
Наконец, в сюжете есть королевский сын Пидам, внук короля Чинхына Великого, сандэдын, потенциальный претендент на трон, «истинная кость» такая, что истиннее некуда. Пидам умен и талантлив; он, так же, как до этого его наставник, был столичным хвараном и так же, как и его мать, возглавил потом собственную политическую фракцию. Однако отношение хваранов и политических соратников к Мунно, Мисиль и Пидаму было в сюжете «чуточку» разным. Мисиль достаточно было повести бровью – и один из хваранов бросался на меч, чтобы не скомпрометировать при допросе ее семью; когда соратники Мисиль просили позволения узнать больше о ее планах или защитить любимую женщину, она говорила «Хорошо, но сперва вам придется убить меня» - и они начинали на коленках просить прощения за свою дерзость. Когда Пидаму нужно было привлечь на свою сторону хваранов, он достал из закромов родины стрелы Мунно, и устроил для хваранов небольшое косплей-шоу «Появление куксона» – и хвараны тут же радостно и массово упали на одно колено и бросились выполнять приказы Юсина, не сомневаясь и не задавая вопросов, просто потому что увидели стрелы и косплей и услышали имя. При этом многие сторонники Пидама не задумываясь грохнули бы его, если бы им не нужен был королевский сын в качестве знамечка для достижения своих политических целей; они внаглую плели интриги за его спиной и в конечном итоге добились своих целей. Другими словами – королевскому сыну Пидаму до самой его смерти не выказывали и половины тех преданности и уважения, которыми пользовались женщина-наложница и не принадлежащий по рождению к сановникам Силлы уроженец Тэкая.
В общем, в сериале более чем наглядно демонстрируется, что таланты и достоинства от происхождения и статуса не зависят; и, следовательно, общество, в котором живут персонажи, устроено несправедливо. Но при этом как вести себя в этом несправедливом обществе по отношению к окружающим и какой жизненный путь выбирать – зависит от самих персонажей. Например, поведение «из грязи в князи» демонстрирует в начале сериала гнобящий Юсина и его отряд Сокпум; Почжон, как уже и говорилось выше, вести себя умеет. Или есть, например, в сюжете почтительный сын Почжон, родители которого стремятся к высочайшему положению в стране, и почтительный сын Юсин, родители которого к высочайшему положению стремятся не меньше. Когда родители отдают распоряжения почтительному сыну Почжону, он готов собственноручно убивать безоружных знатных людей во время политического террора и заниматься тому подобными неприглядными делами, да и киллера отправить Ким Сохёна убить, чтобы отца от соперника избавить, он по собственной инициативе способен – сыновняя почтительность – это ж важно. Когда почтительному сыну Ким Юсину сказали «Подожди немного, пока Токман убьют, - государевым зятем станешь», - он вежливо ответил «Воля ваша, отец, но сначала меня убейте», отправился бегать по гребеням не жравши и дрова в вымирающей от эпидемии деревне колоть и готов был плюнуть на перспективу жизни в роскоши и на карьеру и в Китай уехать. И отец в этой ситуации ничего не потерял, кроме карьеристких мечтаний, и Токман жива осталась. И такой выбор делают многие персонажи. Неустанно заниматься самосовершенствованием или заниматься фальсификациями? Использовать науку только по прямому назначению – например, чтобы лечить людей – или использовать науку ради политических махинаций? Жертвовать своей гордостью и рисковать своей жизнью – или относиться к чужой любви, жизням и судьбам как к расходному материалу? И каждый, стремячь достичь своих целей и своей мечты в несправедливом обществе, делает свой выбор, и именно от этого зависит, относятся ли к нему как к положительному персонажу или как к антагонисту…
Такое кино )))
Так Силла тоже "Синра", ахаха) *коплю на подкорке старинные названия, где -нр- устойчиво перешло в -лл-*
Есть еще -пр-, которое читается как -мн- (река Амноккан, например, которая пишется "Апрок", и другие занятные сочетания. Типа -кр- как -нн-
Я так предполагаю - вот во времена Сечжона Великого, видимо, так и читалось это -нр-, раз они своей азбукой так писали. У них же фонетическая азбука, должно было писаться как слышится, по крайней мере в самом начале, когда азбуку ввели.