Есть вещи слишком серьезные, чтобы о них говорить всерьез
Из-за "упорки" по теме решил как-то скомпилировать и скомпановать разные интересные для меня детали из передач на официальном видео. (перевод - переводчики сайта 7kingdoms.ru; текст в кавычках - прямые цитаты, текст без кавычек - пересказ оригинала).
Все началось с того, что в конце 2000-х агент Джорджа Мартина прислал Дэвиду Беньофу четыре книги из цикла ПЛиО – от «Игры Престолов» до «Пира стервятников», «Танец с драконами» тогда еще не был, понятно, написан. Беньофу понравилось, он порекомендовал книги Дэну Вайсу, и в конечном итоге весь общий план сценария до пятого сезона включительно базировался на этих книгах, а дальше уже шла работа с наметками и черновиками. "Танец с драконами" был опубликован, когда уже шла работа над сценарием второго сезона.
Как рассказывали шоураннеры, «самым сложным в первом сезоне было найти детей (на роли маленьких Старков). Это потребовало много времени. У них очень важная роль.
Они станут сердцем и душой истории в будущем. Их истории будут всё важнее и важнее, и мы уверены, что можем доверить им развитие сюжета, потому что они хороши.»
Действительно, дети-актеры должны были сниматься непрерывно семь лет, и нужно было быть уверенными, что в процессе взросления они будут по-прежнему соответствовать требованиям по актерской игре и внешности – а чем дальше, тем больше им будут уделять внимания, ведь в последних сезонах они выйдут на первый план. Детишки не подвели, и с ними оказались связаны разные «творческие сюрпризы». Например, когда Орэлл и Бран становятся варгами - их глаза закатываются и видны одни белки. И Айзек, который играет Брана, мог сделать это сам на 98%. Его зрачки просто исчезали, и его глаза становились полностью белыми. Оставалось чуточку «повернуть их» при помощи компьютерной графики. Беньофф, увидев это в первый раз, сказал "Я думаю, что я сэкономил вам кучу денег"
Молодой актёр, исполняющий роль Рикона, тоже играл роль не хуже взрослых профессионалов, и был просто несчастен, когда его съемка в сериале закончилась.
«К детям-актерам не нужно относиться как-то по-другому, за исключением того, чтобы дать им почувствовать себя раскрепощёнными, дать им понять, что они могут сделать так или так, и если это не понравится, то мы попробуем ещё раз по-другому. В общем, всё, чтобы они чувствовали себя комфортно на съёмочной площадке».
Яйца дракона были сделаны из гипса, так что они не слишком хрупкие. Но они были довольно тяжелыми по весу, из-за материала и из-за крепости. Потом была окончательная обработка – придание поверхности зазубренного рельефа и окраска. По задумке, они должны были быть тяжелыми, потому что при просмотре зрители часто замечают, что что-то не так, когда актеры что-то поднимают – видно, что это слишком легкое, что они не напрягаются. Каждое яйцо весило около 20 кг. «Бедной Эмилии приходится повсюду их таскать, а она маленькая, - рассказывали участники съемочной группы. - Но это здорово, они должны быть большими объектами, которые уже давно обратились в камень»
читать дальше?«Мы исследовали наверно 14 стран, прежде чем остановиться на Северной Ирландии и Мальте. Решение снимать в Северной Ирландии было продиктовано наличием различных локаций недалеко от Белфаста. Здесь есть горы и зеленые поля, красивый старый лес и очень разная окружающая обстановка. Некоторые районы будто сами напрашиваются, они выглядят потрясающе».
При съемках второго сезона команда 3 недели провела в Исландии, снимая эпизоды за Стеной.
«Исландия просто ошеломляет. Удивительные пейзажи. Когда прилетаешь, такое ощущение, будто высаживаешься на Луне. И это в точности то, чего мы хотели от
пейзажей Застенья. Разве что мы боялись, что всё это выглядит так невероятно, что люди подумают, будто это всё создано при помощи компьютера, а он тут не при чем,
Как-то было минус 35. Было так холодно, что у людей бороды обмерзали кусочками льда. Снимали момент, когда Сэмвел говорит с Джоном Сноу. В одном кадре его лицо чистое,
потом идет кадр с Джоном, а затем снова Сэмвел, и это выглядит так, будто он вдруг превратился в Деда Мороза».
«Ключевое место действия в Дорне — это Водные Сады, поэтому для съемок мы искали место с по-настоящему выдающимися садами. Естественно, мы предполагали начать съемки в Севилье, и нам просто запредельно повезло, что мы смогли снимать в Алькасаре. Когда стало известно, что нам разрешено снимать в королевских садах, мы поняли, что на земле не сыскать места лучше, чтобы воплотить Водные Сады из нашего воображения. Кажется, до нас здесь разрешали снимать лишь единожды, и в очень ограниченные сроки, поэтому мы отсняли весь материал всего за неделю. Как в садах, так и в дворцовых интерьерах — пожалуй, самых впечатляющих покоях, что я видел за всю жизнь. Некоторым местам, которые мы снимали, более пятисот лет, и они обладают теми самыми признаками старинной культуры и роскоши, которые мы и искали. Подобное просто невозможно повторить в декорациях. Когда начинались съемки, некоторые углы изолировались, и мы могли спокойно снимать, не опасаясь срыва процесса гуляющей публикой. Но самое главное — эти невероятные сады оказались полностью в нашем распоряжении. Мы безгранично благодарны испанскому правительству за то, что нам разрешили снимать в одном из самых красивых мест в мире».
А события в Заливе Работорговцев снимали в Марокко - в Эс-Сувейре в пустыне около города Уарзазат.
На съемочной площадке приходилось довольно часто работать с животными, и, конечно, приспосабливаться к возникающим в итоге ситуациям.
«Вороны… на самом деле поддаются дрессировке не хуже собак. Они так любознательны, их можно заинтересовать едой и не только. Они похожи на детей, легко могут найти себе проблему. Кто-нибудь ест сэндвич, и ворон садится на него, пытается отобрать. И мы говорили людям: "Извините, но вы не можете есть пока вороны на площадке".
Есть сцены, где они должны выглядеть парящими в небе, и мы использовали ветровую машину с голубым экраном, чтобы всё выглядело так, будто они парят в небе».
Всегда, когда была возможность, использовали настоящих животных, - например, настоящего медведя, - потому что они выглядят лучше нарисованных компьютерной графикой. В сцене нападения орла на Джона Сноу в 3-м сезоне тоже снимали дрессированную орлицу по имени "Принцесса". Принцесса садилась только на краги перчаток. И для того, чтобы сделать нападение орла на Джона, на его краги положили еду. Таким образом орлица оказалась у его лица и горла, и при съемках с определенного ракуса создавался эффект нападения.
Естественно, в съемках участвовали и дрессированные собаки, похожие на волков. Здесь тоже были свои тонкости – при помощи еды и небольших хитростей было легко приучить их к людям, но если между актерами и животными возникала привязанность, собаки это чувствовали и начинали «халтурить». Кроме того, собаки этой породы действительно опасны, было очень много нападений, а они работали с детьми. Создавалась опасная комбинация – собаки должны выглядеть пугающими и злыми насколько возможно, но при этом им нужно быть рядом с шестилетним ребенком.
Искусство, как известно, требует жертв, в том числе и съедобных. Есть настоящее окровавленное конское сердце или еще что-то такое же малосъедобное, конечно же, не приходилось никому… но у съемочного процесса есть свои тонкости. )
«Относительно рано в процессе мы знали, что предстоит решить задачу разработки реалистично выглядящего сердца лошади, которое также и съедобно. Гордон, мастер по реквизиту, сделал его из мармеладных мишек. В сущности, это огромный трехфунтовый мармеладный медвежонок, покрытый поддельной сахарной кровью, которая добавила привлекательности для настоящих мух. Это должно было быть что-то, что Эмилия (Кларк, и. р. Дейнерис) сможет есть, но также это должно выглядеть неприятно и мускулисто, что-то, что вы бы не захотели попробовать.» Как рассказывала Эмилия Кларк, изнутри сердце из-за наполнителя было действительно жестким, и его было не очень легко кусать и жевать, и процесс выглядел по-настоящему. Причем актрисе пришлось есть мармеладного мишку размером с голову ребёнка весь день из-за множества снятых дублей:
«Вы не просто кусаете один раз, снимая такую сцену. Вы откусываете снова и снова. Эмилия маленькая. Ей приходилось поднимать эту вешь, и она почти в половину ее размера. Это как одно из заданий в этих реалити-шоу, когда конкурсанту надо съесть что-то ужасное. И в этом случае ей следовало делать это снова и снова, потому что вся сцена состоит в том, что она ест это сердце. Не знаю, сколько дублей мы сняли. Если бы у нас был еще один дубль, ее бы это уже переполнило. Рвотные позывы, что вы тут видите, когда ее почти тошнит, это по-настоящему. Она едва удерживала в себе это сердце из мармелада. Она действительно... чувствовала отвращение».
В третьем сезоне был эпизод, когда Пес, отобравший у крестьянина тележку с мясом, ест свиную рульку. В рульке было мало мяса и много хрящей, Рори Макканн (Пес) пытался заставить Мейси Уильямс (Арью) есть вместе с ним, но она отказывалась, а вот самому Рори приходилось следовать сценарии и много дублей подряд орудовать зубами. «На сороковом дубле, знаете, когда ешь уже третий час, это не очень смешно», - рассказывал потом актер со смехом. – «Мясо было очень жирным, просто ужасным. Но искусство требует жертв».
1-й сезон, 6-я серия: о работе над сценарием. Планы, задумки и итоговый вариант:
Изначально планировали, что шестой эпизод начнется с бойни в Речных Землях. По ряду причин эту сцену вычеркнули из сценария – в ней был крайне сложный видеоряд и не было главных героев. Решено было начать с момента, который был практически прямым продолжением предыдущей серии, где Джейми Ланнистер нападает на Неда Старка. Нед приходит в сознание все еще не полностью, и зрители видят происходящее с его точки зрения: все еще под действием опиатов он приходит в себя, чтобы увидеть Церцею и короля перед собою. Мир перед его глазами размыт и не резок; Нэд страдает физически и духовно, оказавшись в змеином клубке политических дрязг и пытаясь справиться с ситуацией. И в этой сцене он видит, как Роберт ударил Серсею, и для него это показатель того, насколько низко пал его друг и насколько отличается нынешний Роберт от того, с кем вырос Нед: Роберт, с которым Нед вырос, рядом с которым он воспитывался и воевал в прошлом, никогда бы не ударил жену, несмотря на провокации.
Также в шестой серии нужно было показать Роберта на охоте, чтобы убедиться, что люди понимают, где Роберт и что он делает, когда дойдет до следующей серии. В первой версии сценария вепрь нападал на Роберта. (Этой сцены не было в книге, о ней только упоминалось). В конце концов эту сцену решили вычеркнуть. Отчасти из-за технических и бюджетных соображений. (Съемки этого эпизода заняли бы целый съемочный день), а отчасти потому, что момент «пьяного короля смертельно ранила дикая свинья» мог бы показаться зрителям ненамеренно комичным. Вместо этого было решено использовать сцену охоты, чтобы лучше показать характеры Роберта и Ренли и отношения между братьями, тем более что Ренли играл заметную роль во втором сезоне, и уделить ему внимание было бы в художественном плане гораздо более важно, чем показывать вепря. Кроме этого в сцене присутствовали Барристан и оруженосец Лансель. Все четверо были запоминающимися персонажами, которых играют талантливые актеры, и это открывало большие возможности для персонажного взаимодействия. Так что съемочное время решили потратить на это, а не на технически сложную съемку свиньи.
Также в шестой серии показан романтический эпизод с Джоффри и Сансой. Первой идеей Джека Глисона, игравшего принца, было то, что Джоффри лицемерит, когда приходит к Сансе с подарком. Но после обсуждения с режиссером эпизода было решено, что Джоффри просто слабый человек, но не полностью плохой – в том плане, что у него скверный характер, и он принимает плохие решения, но он действительно хочет, чтобы у него была девушка. Так что решено было сделать это по-настоящему романтической сценой, где Джофри приходит к Сансе, чтобы компенсировать ей ложь перед королем и королевой и то, что убили ее волчицу.
«В результате это получилось трогательно. Думаю, это показывает другую сторону Джофри прежде чем его полностью испортит и опьянит власть. Мы пытались сделать эту сцену настолько идеализированной, романтичной и красивой, как только возможно. Сделав это, вы моментально вызываете у публики ожидание того, что что-то пойдет не так. Я думаю, что каждый раз, когда кому-то в Королевской Гавани становится хорошо, вы ждете, что скоро с ним произойдет что-то ужасное. Так что попытались сделать это настолько красивым, невинным и честным, как только возможно».
При работе над боевыми сценами значение имеет много факторов и мелких деталей.
Например, ветер, красиво развевающий плащи персонажей… Постановщик трюков попросту научил актеров незаметно пинать свои плащи во время ходьбы. И выглядит так, будто плащ развевается ветром, получается эффектный «выход на сцену». ))
Сцену нападения одичалых в первом сезоне тщательно «разложили по полочкам», чтобы каждый знал, как все должно выглядеть и где кто в какую минуту должен находиться. Одичалые по художественному замыслу должны были атаковать хаотично и неогранизованно, и была определенная ирония в том, что для достижения хаотичности и неогранизованности понадобилось много организационной работы. Х) Нужно было найти для схватки антуражный пейзаж, где хватило бы места для камер, для скачек на лошади и т. п., И. р. Теона не умел стрелять из лука, поэтому перед съемками перед ним провели тренировку, для начала показывая, какую позу нужно принять, как держать локоть, под каким углом должна стрела лежать на тетиве и т. п., а потом актер около часа тренировался в стрельбе. Он немного нервничал, но на съемках все прошло отлично.
А в эпизоде боя Бронна с сиром Вардисом в первом сезоне постановка эпизода была сильно привязана к декорациям, поэтому сначала выстроили декорации, а потом уже начали работать над постановкой эпизода, и когда только начали ставить сцену, для начала пришли в полностью обустроенную комнату «осмотреться». Это длинная сцена и один из самых длинных индивидуальных поединков в первом сезоне, и при этом, как сказал постановщик боевых сцен, «Это довольно сложная сцена… Тяжелее всего ставить хореографию фехтования без настоящего фехтования, потому что он (Бронн) не использует никаких блоков или атак, только в последнюю минуту».
При постановке боевки большое внимание уделяли тому, как стиль боя характеризует персонажей, и тренировали людей по-разному. Например, при поединке Неда и Джейме в первом сезоне стиль Неда более простой и прямой, стиль европейских рыцарей – «рубить-кромсать». Стиль Джейме более выразительный и показной, основанный на бое японской катаной – то, как он держит меч, как его крутит и т. п.
То же самое относится и к эпизоду, когда капитаны Дейнерис тайно проникают в Миэрин:
Томми Данн: - "Это довольно хороший и сложный бой, так как в нём задействованы три разных вида оружия. Очень разных. Это было очень важно, чтобы у каждого оружия был свой стиль, у каждого бойца свои особенности боя этим оружием, и нужно было обеспечить взаимодействие как оружия, так и бойцов".
Беньофф: - "Эти три воина имеют разную боевую выучку. Серый Червь относится к Безупречным, он обучен бою тремя копьями. Джорах - рыцарь Вестероса, поэтому
он изучал традиционный для его родины стиль фехтования. У Даарио же, выросшего в бойцовых ямах, нестандартный стиль боя. Стиль боя Даарио более свободный. В целом, через этот бой показаны особенности характера этих троих, которые сражаются вместе…"
Естественно, при выборе оружия играли роль и способности актеров. Например, когда еще только начали отрабатывать трюки с и. р. Песчаных змеек, не было точной уверенности, кто каким оружием будет пользоваться. С кнутами обращаться было сложно – это были настоящие тяжелые трехметровые хлысты для скота. И. р. Тиены, которая до этого никогда не прикасалась к хлысту, ранила себя чаще остальных, а вот два кинжала пришлись ей вполне по душе. Так что вооружение Песчаных Змеек на экране – это результат таких вот практических проб.
Ну и конечно, при постановке стремились по максимуму сочетать зрелищность и психологический реализм: «Ты не станешь делать движение только ради движения. Ты не будешь стоять рядом с кем-то и делать сальто назад просто ради того, чтобы сделать сальто. И пытаешься найти что-то классное, что персонажи могли бы на самом деле сделать».
Воплощение в жизнь каких-то художественных моментов и творческих концептов во многом зависит от технических деталей, о которых зрители обычно даже не задумываются при просмотре; если эпизоды будут выглядеть не реалистично, то зрители не поверят в сюжет, какими бы ни были сценарий и актеры. Так что при работе над этими техническими деталями тоже требовался творческий подход.
Например, в третьем сезоне надвигается гроза, когда Бран и другие укрываются в башне. В то же время туда приходят одичалые и Джон Сноу. Нужно было показать, что эти две истории происходят одновременно и в одном месте, и лучшим способом связать эти две истории воедино был прописанный в сценарии сильный дождь. Обычный дождь очень сложно снять на камеры, так как капли должны быть крупными. Так что при съемках эпизода создавали искусственный дождь, который приходилось
"делать" в течение трёх дней. Шланги с водой тянулись полкилометра на вершину холма. куда пришлось вести воду. Потребовалось три дня, чтобы снять одну сцену; льющийся на актеров "дождь" был очень сильным: нужно было действительно много воды, чтобы это здорово выглядело на экране, так что при съемках использовали до 500 литров воды в минуту. И у актеров было ощущение, что на них выливают ведро за ведром воды. Костюмы сразу становились сырыми и очень тяжёлыми, и все промокли до нитки, хотя и надевали под костюмы что-нибудь, чтобы «утеплиться», но все были увлечены съемками.
Или гибель в финале 5-го сезона Джона Сноу, заколотого соратниками. Режиссер эпизода Дэвид Наттер обсуждал со съемочной группой, какими должны быть последние трагические кадры. Постепенно отдалять камеру от тела, чтобы крупный план постепенно перешел в дальний, не хотели, потому что это уже стало в некотором роде художественным штампом и клише. Ключевой момент в смерти Джона — это то, как он лежит в снегу, и из его ран растекается лужа крови. При съемках серии очень хотели показать текущую по снегу кровь, и у Стюарта Брисдона, главного специалиста по спецэффектам, возникла идея:
В момент смерти на Джоне кожаный камзол, пронизанный трубками с кровью, так что кровь выливается именно из них. Снег, на котором он лежит, сделан из полистирола,
и через него тоже проходят трубки с кровью, из которых она тоже выливается, растекается и впитывается в снег, течет к его голове. Динамика жидкостей — довольно сложная штука, а в запасе была всего пара дублей, и в этоге получилась красивая картинка для трагичного финала.
Концовка 4-го эпизода в 6-м сезоне намеренно повторяла концовку 1-го сезона – и там, и там Дени невредимой выходит из пламени, и перед ней падают на колени дотракийцы, но в этот раз все гораздо масштабнее. И при создании этой масштабности и эффективности нужно было обдумать множество вещей.
При постройке здания, которое по сценарию должно сгореть, нужно уделять самое пристальное внимание материалам: как они будут гореть, в каком порядке. Для поджога используется сжиженный газ. И без вентиляции для охлаждения и отвода дыма не обойтись, поэтому большой сегмент круглого храма заменяет вентиляционное отверстие. Здание напичкали горючими материалами, чтобы все горело по-настоящему, а жидкий пропан превращает пожар в настоящее пекло. Строители предусмотрели, чтобы некоторые элементы храма выдержали высокую температуру, в отличие, например, от соломенной крыши, которая сгорит за один раз. Так храм будет гореть снаружи. Но возникает вопрос: «Как показать пожар внутри храма»?
Еще на ранних этапах решили построить два храма. В Испании — внешнюю его часть, которую действительно сожгут, внутреннюю же - на стоянке в Белфасте. Так что в Альмерии была лишь внешняя оболочка, а подходящий по форме интерьер строился отдельно. Интерьер своей формой напоминал печь для пиццы, и надо было все устроить так, чтобы актеры не пострадали. Эмилия Кларк, и. р. Дейнерис, узнав о планах съемочной команды, сказала «Я же не огнеупорная». И ей ответили: «А мы и забыли!»
Но шутки шутками, а на самом деле надо было держать все под строжайшим контролем, когда снимали, как Дени проходит сквозь огонь. Сначала сквозь огонь проходила ее дублерша в кислородной маске и огнеупорном костюме, потом, когда в образовавшийся воздушный карман входила Эмилия, огня уже не было, а только световые эффекты.
В момент преклонения дотракийцев перед Дейнерис планировалось создать эффект «живой волны» - вот кланяется один человек, потом — два, четыре, восемь, шестнадцать,
и так, словно домино, падают все 5000 человек, большая часть которых создана на компьютере. Живых статистов было 400 человек – примерно в 4 раза больше, чем у большинства сериалов. Разместили статистов группами вокруг храма, и затем, фрагмент за фрагментом, размножили их методом тайловой графики. В результате создается видимость, что Дени кланяются 5000 человек.
Кстати, жизнь статиста тяжела и неказиста. Статистам приходится вставать очень рано. Нередко, когда съемочная команда дрожит от холода, статистам приходится работать едва одетыми, разве что между дублями им удается закутаться в какое-нибудь одеяльце. Испанские статисты, игравшие дотракийцев в 6-м сезоне, после 12-13 часового рабочего дня были все еще полны энтузиазма, и за это в съемочной группе их очень любили.
А еще в этом сериале огромное значение играют едва заметные детали. Я при просмотре их, как правило, даже не замечал, но у них значительная смысловая нагрузка, и они характеризуют персонажей и отношения между ними.
Например, совещание Дейнерис с ее капитанами перед атакой на Миэрин. Важным моментом этой сцены является то, что Дэни положила глаз на Даарио, а Джораху не понравилось, что она заинтересовалась в ком-то еще. Это собирались выразить в т. ч. визуально, «картинкой», поэтому при съемках нужно было расположить персонажей – и актеров – так, чтобы вначале Джорах был между Даарио и Дени, а потом Даарио обходит его, и Джорах смотрит на них вместе, стоящих вдвоем перед ним. Джораху это причиняет боль, потому что он видит, как Дейнерис становится более уверенной в себе, и боится стать бесполезным для нее.
А потом Джорах возвращается и сообщает ей, что они захватили город. Он счастлив, что может первым рассказать эту счастливую новость своей королеве, которую он любит очень давно. И тут она спрашивает: "Где Даарио Нахарис?" В этом сериале много сильных невербальных моментов благодаря качественной актерской игре, игре Иэна Глена в том числе. И в этот момент Джорах ничего не говорит, но на его лице читаются его чувства - он понимает, что никогда не будет с ней.
Когда в 3-м сезоне перебравшиеся через Стену одичалые нападают на старика-коневода, Джон предупреждает его, ударяя мечом об камень. Лошади услышали этот звук, и, заржав, привлекли внимание старика. Джон отвлёк Игритт, и она потеряла время, чтобы выстрелить в старика, потому, что Джон знает, что она отличный лучник. И этот момент, когда она попала в дерево, а не в старика... Этот её пристальный взгляд, когда она поворачивается к Джону, пытаясь понять, что, чёрт возьми, он делает…
Во время свадьбы Эдмара и Рослин Уолдер Фрей сидит за столом и обращается к Роббу Старку, привлекая его внимание. Нужно было, чтобы Робб сделал несколько шагов от Талисы и встал в середине комнаты. Тогда Уолдер Фрей начинает свою речь - когда Робб уже отходит от стола, где сидит его жена. Было важно отделить их, чтобы, когда Лотар Фрей идёт убивать Талису, Робб Старк не был рядом с ней.
Атмосферу Красной Свадьбы стремились передать в т. ч. и освещением. Уровень освещенности постепенно наращивали, и на пиру в честь свадьбы Эдмара и Рослин свет немного ярче, чем зрители привыкли видеть в "Игре Престолов". Это сделано для того, чтобы показать как все счастливы и чтобы зрители подумали "Ой, Хэппиэнд". Но в сцене резни атмосфера должна была быть мрачной и страшной. Соответственно, освещение надо было изменить так, чтобы это выглядело естественно и реалистично. И это нашли способ сделать: когда гости несут молодожёнов в спальню, некоторые из них, выходя из комнаты, забирают с собой факелы и канделябры, освещая себе путь. Таким образом, в зале остается совсем немного освещения. И так совершается переход от праздничной атмосферы к дальнейшему ужасному событию.
Кстати, чтобы шокировать зрителя и подчеркнуть ужас происходящего, техническая команда сил не жалела – придумывали множество вариантов разрезания глоток, попадания стрел из арбалета, и потратили 50, а может 100 литров крови на сцену резни.
И вновь о Красной Свадьбе:
ДЭВИД БЕНЬОФФ: - «Смерть Неда была настолько важным событием в конце первого сезона, что после нее все изменилось. И хотя потом было много значительных событий,
ничто не сравнится с Красной Свадьбой. Ты перетягиваешь людей на чью-то сторону,
а потом будто выбиваешь почву у них из-под ног. В этом вся восхитительность драмы.
Я помню, как прочитал эти сцены, позвонил Дэну и сказал, что если мы доберемся до них, то аудитория будет нашей. Люди просто не смогут бросить сериал, потому что эти сцены совершенно невероятные. Ставки настоящие, риск кажется настоящим, и опасность для всех персонажей кажется настоящей. Так что минуты, которые проводишь с ними, кажутся важными, потому что ты не гадаешь: "Как они из этого выпутаются?" Ты гадаешь: "А выпутаются ли они из этого?" Ты не знаешь, к чему все идет. Одно ясно точно: это не будет классическим противостояние добра и зла. Здесь речь скорее о человеческих странствиях, и, как случается порой в жизни, лучшие из нас могут не завершить свое».
ДЭВИД НАТТЕР: - «Когда мне предложили стать режиссером девятого и десятого эпизодов третьего сезона, я где-то шесть месяцев был в полнейшей панике, потому что я знал, как это важно, и я знал, как преданны поклонники. Это не тот сериал, который зрители просто смотрят. Они становятся его верными поклонниками, а сериал — чем-то, что действительно имеет для них значение. И все благодаря тому, какие интересные в нем персонажи, и как они западают зрителям в душу.
В первых сценах эпизода мы, на самом деле, хотели, чтобы люди поверили в то, что Робб cнова обрел силы. Я уверен, что у людей есть определенные ожидания от сериала, и они предполагают, что что-то ужасное произойдет с персонажами в какой-то момент. И мы хотели отвлечь внимание, насколько сможем. То, что происходит с Роббом и Кейтилин в первых кадрах, — это возможность для Робба вернуть мать в свой лагерь, во всех смыслах. Эта сцена призвана показать воссоединение матери и сына. И надежда в том, что действительно веришь, будто у Робба есть шанс. Он придумал кое-что, что может сработать. На самом деле, это очень хороший план, если не учитывать Уолдера Фрея. Вот здесь начинается проблема.
У нас в прошлом году была и очень личная трагедия на съемках "Игры престолов", когда умер Мартин Кензи, который был оператором в моих эпизодах. Все его очень любили.
И Мишель была его очень близким другом. Мы дошли до сцены и снимали ее крупный план, а она произносила эту потрясающую реплику: "Покажем им, что это значит — терять тех, кого любишь". Я подошел к ней, мы сняли несколько дублей, и я сказал: "Давай сделаем этот для Мартина". Она была великолепна, потому что она поняла. Она поняла, о чем я говорил".
Это самая первая встреча Робба с Уолдером Фреем за весь сюжет. И он впервые наблюдает эту довольно странную среду и этих чудаковатых людей, и Уолдера Фрея со всеми его странностями.
ДЭВИД БРЭДЛИ (и. р. Уолдера Фрея): - «Я думаю, он чудовище. Но в нем также есть и комичные нотки, которые заставляли меня смеяться, несмотря на всю его жестокость».
Сцены часто репетировали, и репетиции не держали в жестких рамках, и когда Фрей произносил свои речи – особенно перечислял своих родственниц, путая их, - за кадром часто смеялись и хихикали. Как сказал режиссер, «это забавно, но вы не собираетесь смеяться, потому что на самом деле есть в этом что-то крайне грустное. Я надеялся, что зрители будут себя чувствовать так же неуютно, как Робб Старк и Кейтилин, и остальные из клана Старков, как только они оказались в одном помещении с Уолдером Фреем».
БЕНЬОФФ: - «Уолдер не собирается так просто его отпускать. И пусть даже они, казалось бы, сумели что-то поправить, устроив этот брак между Эдмуром и Розлин Фрей, Уолдер хочет сперва заставить его пройтись по горячим углям. В некотором смысле, идея была в том, чтобы дать почувствовать, что Роббу пришлись пройти через тяжёлые испытания и что свадьба - просто счастливое следствие того, что он с триумфом преодолел эту преграду. Что касается Уолдера, то для него это возможность развлечься,
создав впечатление, что его намерения благородны. Он пытается дать понять Старкам, что от них нужны только извинения, и тогда всё будет в порядке».
«После сцены с молодожёнами Робб и Талиса говорят о их будущем ребёнке, и эта сцена, наконец, показывает нам, что они совсем не в безопасности. Выбор ею имени будущего ребёнка очевиден, потому что она знает, что значил Нед Старк для Робба. Она не знала его отца, только слышала о нём, но она знает, как это важно для Робба».
ВАЙС: - «Казалось, что это будет для них как награда, и в конце концов, они добрались до места, где хотя бы несколько минут всё складывается так, как они хотят. Мы действительно хотели подчеркнуть тепло первой части сцены, чтобы вы почувствовали себя как дома, расслабились, так как шок от того, что должно произойти, будет намного сильнее в этом случае».
ЧАПЛИН (и. р. Талисы): - «В сцене убийства я лежала на полу и плакала, представляя, как это будет тяжело смотреть. Просто представьте, это конец семейству, которое прошло через многое, чтобы дойти до этого момента и погибнуть здесь».
НАТТЕР: - «Мишель (Фейрли, и. р. Кейтилин) замечательная актриса, она любит, когда всё выглядит реалистично. Поэтому она настаивала на многих дублях тасканий за волосы, которые мы и делали. И она действительно сыграла очень красиво и сильно".
Кстати, эпизод, когда Кейтлин Старк берет в заложницы жену лорда Фрея, как нельзя лучше отражает ее мировоззрение и ее фамильный девиз, где слово «семья» на первом месте. Она убеждена, что семья, близкие, - это самое главное. Она на все готова, чтобы спасти Робба, - как она верит, ее единственного ребенка, еще оставшегося в живых. И она убеждена, что лорд Фрей тоже любит и ценит свою жену. И когда он говорит: "Найду другую", она понимает, что обречена. Но самое главное, что Робб Старк уже понял это. Когда он поворачивается и смотрит на свою мать, это, наверное, уже смирение, и, может быть, даже некоторое облегчение. И внезапно к нему подходит Руссе Болтон и вонзает нож ему в сердце.
Кстати, с поступком Руссе Болтона и его словами «наилучшие пожелания от Ланнистеров» связан и еще один интересный момент.
ВАЙС: - Лорд Болтон видит, что Робб Старк проигрывает эту войну, а союзники покидают Молодого Волка. Но он пока верен Роббу Старку и оказывается между молотом и наковальней. Как только Русе начинает осознавать, что Роббу Старку не победить в этой войне, он начинает искать "запасные варианты". Болтон понимает, что если Робб проиграет и погибнет, это будет означать гибель Старков, так как пропавшие Бран и Рикон считаются убитыми Теоном. И в этом случае встанет вопрос о новом Хранителе Севера. Когда Джейме и Руссе обедают в Харренхолле и разговаривают между собой -
это и есть ключ к принятию решения Болтона».
«- Мне следует вернуть вас Роббу Старку», - говорит Русе. – «Следует, - отвечает Джейме, - Но вместо этого вы сидите и наблюдаете, как я тут позорюсь за столом. С чего бы?» В этот момент Руссе еще не принял окончательное решение. Но он знает, что «Ланнистеры всегда платят свои долги» и именно люди Руссе изувечили старшего сына Тайвина, так что в случае поражения Молодого Волка Болтонам придется заплатить серьезный долг. И он начинает задаваться вопросом «Как сыграть на этом в мою пользу».
ВАЙС: - "Когда Джейме покидает Харренхолл, он просит Русе передать Старку наилучшие пожелания, и Болтон передаёт их от Ланнистеров, добивая Робба. Вам не нужно ждать следующую серию, чтобы понять, кто на самом деле за этим стоит. Хотя, если вы были в шоке в момент убийства, вы могли и не понять".
Кстати, в книге говорится "Джейме Ланнистер шлёт наилучшие пожелания", и эта фраза стала вызывать вопросы у участников проекта. «Николай, например, который играет Джейме, сказал: "Подождите. Я был вовлечен в этот заговор?" А актёр, играющий Болтона: "Значит ли это, что Джейме сказал мне это сделать?" И все, кто прочитал сценарий и кто достаточно погружён в этот мир, были сбиты с толку, думая, что это означало, что организовал это Джейме, который, конечно, здесь был ни при чём». Так что в конечном итоге во имя сохранения логики и здравого смысла в сценарий было внесено незначительное изменение – изменили "от Джейме Ланнистера" на "от Ланнистеров". Так что получалось, что Русе в такой… ну, паскудной форме выполнил пожелание Джейме и заодно намекнул, что эта резня – окончательное поражение Робба спланировавшему эту ловушку Тайвину.
Продолжение следует )
Все началось с того, что в конце 2000-х агент Джорджа Мартина прислал Дэвиду Беньофу четыре книги из цикла ПЛиО – от «Игры Престолов» до «Пира стервятников», «Танец с драконами» тогда еще не был, понятно, написан. Беньофу понравилось, он порекомендовал книги Дэну Вайсу, и в конечном итоге весь общий план сценария до пятого сезона включительно базировался на этих книгах, а дальше уже шла работа с наметками и черновиками. "Танец с драконами" был опубликован, когда уже шла работа над сценарием второго сезона.
* * *
Как рассказывали шоураннеры, «самым сложным в первом сезоне было найти детей (на роли маленьких Старков). Это потребовало много времени. У них очень важная роль.
Они станут сердцем и душой истории в будущем. Их истории будут всё важнее и важнее, и мы уверены, что можем доверить им развитие сюжета, потому что они хороши.»
Действительно, дети-актеры должны были сниматься непрерывно семь лет, и нужно было быть уверенными, что в процессе взросления они будут по-прежнему соответствовать требованиям по актерской игре и внешности – а чем дальше, тем больше им будут уделять внимания, ведь в последних сезонах они выйдут на первый план. Детишки не подвели, и с ними оказались связаны разные «творческие сюрпризы». Например, когда Орэлл и Бран становятся варгами - их глаза закатываются и видны одни белки. И Айзек, который играет Брана, мог сделать это сам на 98%. Его зрачки просто исчезали, и его глаза становились полностью белыми. Оставалось чуточку «повернуть их» при помощи компьютерной графики. Беньофф, увидев это в первый раз, сказал "Я думаю, что я сэкономил вам кучу денег"
Молодой актёр, исполняющий роль Рикона, тоже играл роль не хуже взрослых профессионалов, и был просто несчастен, когда его съемка в сериале закончилась.
«К детям-актерам не нужно относиться как-то по-другому, за исключением того, чтобы дать им почувствовать себя раскрепощёнными, дать им понять, что они могут сделать так или так, и если это не понравится, то мы попробуем ещё раз по-другому. В общем, всё, чтобы они чувствовали себя комфортно на съёмочной площадке».
* * *
Яйца дракона были сделаны из гипса, так что они не слишком хрупкие. Но они были довольно тяжелыми по весу, из-за материала и из-за крепости. Потом была окончательная обработка – придание поверхности зазубренного рельефа и окраска. По задумке, они должны были быть тяжелыми, потому что при просмотре зрители часто замечают, что что-то не так, когда актеры что-то поднимают – видно, что это слишком легкое, что они не напрягаются. Каждое яйцо весило около 20 кг. «Бедной Эмилии приходится повсюду их таскать, а она маленькая, - рассказывали участники съемочной группы. - Но это здорово, они должны быть большими объектами, которые уже давно обратились в камень»
* * *
читать дальше?«Мы исследовали наверно 14 стран, прежде чем остановиться на Северной Ирландии и Мальте. Решение снимать в Северной Ирландии было продиктовано наличием различных локаций недалеко от Белфаста. Здесь есть горы и зеленые поля, красивый старый лес и очень разная окружающая обстановка. Некоторые районы будто сами напрашиваются, они выглядят потрясающе».
При съемках второго сезона команда 3 недели провела в Исландии, снимая эпизоды за Стеной.
«Исландия просто ошеломляет. Удивительные пейзажи. Когда прилетаешь, такое ощущение, будто высаживаешься на Луне. И это в точности то, чего мы хотели от
пейзажей Застенья. Разве что мы боялись, что всё это выглядит так невероятно, что люди подумают, будто это всё создано при помощи компьютера, а он тут не при чем,
Как-то было минус 35. Было так холодно, что у людей бороды обмерзали кусочками льда. Снимали момент, когда Сэмвел говорит с Джоном Сноу. В одном кадре его лицо чистое,
потом идет кадр с Джоном, а затем снова Сэмвел, и это выглядит так, будто он вдруг превратился в Деда Мороза».
«Ключевое место действия в Дорне — это Водные Сады, поэтому для съемок мы искали место с по-настоящему выдающимися садами. Естественно, мы предполагали начать съемки в Севилье, и нам просто запредельно повезло, что мы смогли снимать в Алькасаре. Когда стало известно, что нам разрешено снимать в королевских садах, мы поняли, что на земле не сыскать места лучше, чтобы воплотить Водные Сады из нашего воображения. Кажется, до нас здесь разрешали снимать лишь единожды, и в очень ограниченные сроки, поэтому мы отсняли весь материал всего за неделю. Как в садах, так и в дворцовых интерьерах — пожалуй, самых впечатляющих покоях, что я видел за всю жизнь. Некоторым местам, которые мы снимали, более пятисот лет, и они обладают теми самыми признаками старинной культуры и роскоши, которые мы и искали. Подобное просто невозможно повторить в декорациях. Когда начинались съемки, некоторые углы изолировались, и мы могли спокойно снимать, не опасаясь срыва процесса гуляющей публикой. Но самое главное — эти невероятные сады оказались полностью в нашем распоряжении. Мы безгранично благодарны испанскому правительству за то, что нам разрешили снимать в одном из самых красивых мест в мире».
А события в Заливе Работорговцев снимали в Марокко - в Эс-Сувейре в пустыне около города Уарзазат.
** *
На съемочной площадке приходилось довольно часто работать с животными, и, конечно, приспосабливаться к возникающим в итоге ситуациям.
«Вороны… на самом деле поддаются дрессировке не хуже собак. Они так любознательны, их можно заинтересовать едой и не только. Они похожи на детей, легко могут найти себе проблему. Кто-нибудь ест сэндвич, и ворон садится на него, пытается отобрать. И мы говорили людям: "Извините, но вы не можете есть пока вороны на площадке".
Есть сцены, где они должны выглядеть парящими в небе, и мы использовали ветровую машину с голубым экраном, чтобы всё выглядело так, будто они парят в небе».
Всегда, когда была возможность, использовали настоящих животных, - например, настоящего медведя, - потому что они выглядят лучше нарисованных компьютерной графикой. В сцене нападения орла на Джона Сноу в 3-м сезоне тоже снимали дрессированную орлицу по имени "Принцесса". Принцесса садилась только на краги перчаток. И для того, чтобы сделать нападение орла на Джона, на его краги положили еду. Таким образом орлица оказалась у его лица и горла, и при съемках с определенного ракуса создавался эффект нападения.
Естественно, в съемках участвовали и дрессированные собаки, похожие на волков. Здесь тоже были свои тонкости – при помощи еды и небольших хитростей было легко приучить их к людям, но если между актерами и животными возникала привязанность, собаки это чувствовали и начинали «халтурить». Кроме того, собаки этой породы действительно опасны, было очень много нападений, а они работали с детьми. Создавалась опасная комбинация – собаки должны выглядеть пугающими и злыми насколько возможно, но при этом им нужно быть рядом с шестилетним ребенком.
* * *
Искусство, как известно, требует жертв, в том числе и съедобных. Есть настоящее окровавленное конское сердце или еще что-то такое же малосъедобное, конечно же, не приходилось никому… но у съемочного процесса есть свои тонкости. )
«Относительно рано в процессе мы знали, что предстоит решить задачу разработки реалистично выглядящего сердца лошади, которое также и съедобно. Гордон, мастер по реквизиту, сделал его из мармеладных мишек. В сущности, это огромный трехфунтовый мармеладный медвежонок, покрытый поддельной сахарной кровью, которая добавила привлекательности для настоящих мух. Это должно было быть что-то, что Эмилия (Кларк, и. р. Дейнерис) сможет есть, но также это должно выглядеть неприятно и мускулисто, что-то, что вы бы не захотели попробовать.» Как рассказывала Эмилия Кларк, изнутри сердце из-за наполнителя было действительно жестким, и его было не очень легко кусать и жевать, и процесс выглядел по-настоящему. Причем актрисе пришлось есть мармеладного мишку размером с голову ребёнка весь день из-за множества снятых дублей:
«Вы не просто кусаете один раз, снимая такую сцену. Вы откусываете снова и снова. Эмилия маленькая. Ей приходилось поднимать эту вешь, и она почти в половину ее размера. Это как одно из заданий в этих реалити-шоу, когда конкурсанту надо съесть что-то ужасное. И в этом случае ей следовало делать это снова и снова, потому что вся сцена состоит в том, что она ест это сердце. Не знаю, сколько дублей мы сняли. Если бы у нас был еще один дубль, ее бы это уже переполнило. Рвотные позывы, что вы тут видите, когда ее почти тошнит, это по-настоящему. Она едва удерживала в себе это сердце из мармелада. Она действительно... чувствовала отвращение».
В третьем сезоне был эпизод, когда Пес, отобравший у крестьянина тележку с мясом, ест свиную рульку. В рульке было мало мяса и много хрящей, Рори Макканн (Пес) пытался заставить Мейси Уильямс (Арью) есть вместе с ним, но она отказывалась, а вот самому Рори приходилось следовать сценарии и много дублей подряд орудовать зубами. «На сороковом дубле, знаете, когда ешь уже третий час, это не очень смешно», - рассказывал потом актер со смехом. – «Мясо было очень жирным, просто ужасным. Но искусство требует жертв».
* * *
1-й сезон, 6-я серия: о работе над сценарием. Планы, задумки и итоговый вариант:
Изначально планировали, что шестой эпизод начнется с бойни в Речных Землях. По ряду причин эту сцену вычеркнули из сценария – в ней был крайне сложный видеоряд и не было главных героев. Решено было начать с момента, который был практически прямым продолжением предыдущей серии, где Джейми Ланнистер нападает на Неда Старка. Нед приходит в сознание все еще не полностью, и зрители видят происходящее с его точки зрения: все еще под действием опиатов он приходит в себя, чтобы увидеть Церцею и короля перед собою. Мир перед его глазами размыт и не резок; Нэд страдает физически и духовно, оказавшись в змеином клубке политических дрязг и пытаясь справиться с ситуацией. И в этой сцене он видит, как Роберт ударил Серсею, и для него это показатель того, насколько низко пал его друг и насколько отличается нынешний Роберт от того, с кем вырос Нед: Роберт, с которым Нед вырос, рядом с которым он воспитывался и воевал в прошлом, никогда бы не ударил жену, несмотря на провокации.
Также в шестой серии нужно было показать Роберта на охоте, чтобы убедиться, что люди понимают, где Роберт и что он делает, когда дойдет до следующей серии. В первой версии сценария вепрь нападал на Роберта. (Этой сцены не было в книге, о ней только упоминалось). В конце концов эту сцену решили вычеркнуть. Отчасти из-за технических и бюджетных соображений. (Съемки этого эпизода заняли бы целый съемочный день), а отчасти потому, что момент «пьяного короля смертельно ранила дикая свинья» мог бы показаться зрителям ненамеренно комичным. Вместо этого было решено использовать сцену охоты, чтобы лучше показать характеры Роберта и Ренли и отношения между братьями, тем более что Ренли играл заметную роль во втором сезоне, и уделить ему внимание было бы в художественном плане гораздо более важно, чем показывать вепря. Кроме этого в сцене присутствовали Барристан и оруженосец Лансель. Все четверо были запоминающимися персонажами, которых играют талантливые актеры, и это открывало большие возможности для персонажного взаимодействия. Так что съемочное время решили потратить на это, а не на технически сложную съемку свиньи.
Также в шестой серии показан романтический эпизод с Джоффри и Сансой. Первой идеей Джека Глисона, игравшего принца, было то, что Джоффри лицемерит, когда приходит к Сансе с подарком. Но после обсуждения с режиссером эпизода было решено, что Джоффри просто слабый человек, но не полностью плохой – в том плане, что у него скверный характер, и он принимает плохие решения, но он действительно хочет, чтобы у него была девушка. Так что решено было сделать это по-настоящему романтической сценой, где Джофри приходит к Сансе, чтобы компенсировать ей ложь перед королем и королевой и то, что убили ее волчицу.
«В результате это получилось трогательно. Думаю, это показывает другую сторону Джофри прежде чем его полностью испортит и опьянит власть. Мы пытались сделать эту сцену настолько идеализированной, романтичной и красивой, как только возможно. Сделав это, вы моментально вызываете у публики ожидание того, что что-то пойдет не так. Я думаю, что каждый раз, когда кому-то в Королевской Гавани становится хорошо, вы ждете, что скоро с ним произойдет что-то ужасное. Так что попытались сделать это настолько красивым, невинным и честным, как только возможно».
* * *
При работе над боевыми сценами значение имеет много факторов и мелких деталей.
Например, ветер, красиво развевающий плащи персонажей… Постановщик трюков попросту научил актеров незаметно пинать свои плащи во время ходьбы. И выглядит так, будто плащ развевается ветром, получается эффектный «выход на сцену». ))
Сцену нападения одичалых в первом сезоне тщательно «разложили по полочкам», чтобы каждый знал, как все должно выглядеть и где кто в какую минуту должен находиться. Одичалые по художественному замыслу должны были атаковать хаотично и неогранизованно, и была определенная ирония в том, что для достижения хаотичности и неогранизованности понадобилось много организационной работы. Х) Нужно было найти для схватки антуражный пейзаж, где хватило бы места для камер, для скачек на лошади и т. п., И. р. Теона не умел стрелять из лука, поэтому перед съемками перед ним провели тренировку, для начала показывая, какую позу нужно принять, как держать локоть, под каким углом должна стрела лежать на тетиве и т. п., а потом актер около часа тренировался в стрельбе. Он немного нервничал, но на съемках все прошло отлично.
А в эпизоде боя Бронна с сиром Вардисом в первом сезоне постановка эпизода была сильно привязана к декорациям, поэтому сначала выстроили декорации, а потом уже начали работать над постановкой эпизода, и когда только начали ставить сцену, для начала пришли в полностью обустроенную комнату «осмотреться». Это длинная сцена и один из самых длинных индивидуальных поединков в первом сезоне, и при этом, как сказал постановщик боевых сцен, «Это довольно сложная сцена… Тяжелее всего ставить хореографию фехтования без настоящего фехтования, потому что он (Бронн) не использует никаких блоков или атак, только в последнюю минуту».
* * *
При постановке боевки большое внимание уделяли тому, как стиль боя характеризует персонажей, и тренировали людей по-разному. Например, при поединке Неда и Джейме в первом сезоне стиль Неда более простой и прямой, стиль европейских рыцарей – «рубить-кромсать». Стиль Джейме более выразительный и показной, основанный на бое японской катаной – то, как он держит меч, как его крутит и т. п.
То же самое относится и к эпизоду, когда капитаны Дейнерис тайно проникают в Миэрин:
Томми Данн: - "Это довольно хороший и сложный бой, так как в нём задействованы три разных вида оружия. Очень разных. Это было очень важно, чтобы у каждого оружия был свой стиль, у каждого бойца свои особенности боя этим оружием, и нужно было обеспечить взаимодействие как оружия, так и бойцов".
Беньофф: - "Эти три воина имеют разную боевую выучку. Серый Червь относится к Безупречным, он обучен бою тремя копьями. Джорах - рыцарь Вестероса, поэтому
он изучал традиционный для его родины стиль фехтования. У Даарио же, выросшего в бойцовых ямах, нестандартный стиль боя. Стиль боя Даарио более свободный. В целом, через этот бой показаны особенности характера этих троих, которые сражаются вместе…"
Естественно, при выборе оружия играли роль и способности актеров. Например, когда еще только начали отрабатывать трюки с и. р. Песчаных змеек, не было точной уверенности, кто каким оружием будет пользоваться. С кнутами обращаться было сложно – это были настоящие тяжелые трехметровые хлысты для скота. И. р. Тиены, которая до этого никогда не прикасалась к хлысту, ранила себя чаще остальных, а вот два кинжала пришлись ей вполне по душе. Так что вооружение Песчаных Змеек на экране – это результат таких вот практических проб.
Ну и конечно, при постановке стремились по максимуму сочетать зрелищность и психологический реализм: «Ты не станешь делать движение только ради движения. Ты не будешь стоять рядом с кем-то и делать сальто назад просто ради того, чтобы сделать сальто. И пытаешься найти что-то классное, что персонажи могли бы на самом деле сделать».
* * *
Воплощение в жизнь каких-то художественных моментов и творческих концептов во многом зависит от технических деталей, о которых зрители обычно даже не задумываются при просмотре; если эпизоды будут выглядеть не реалистично, то зрители не поверят в сюжет, какими бы ни были сценарий и актеры. Так что при работе над этими техническими деталями тоже требовался творческий подход.
Например, в третьем сезоне надвигается гроза, когда Бран и другие укрываются в башне. В то же время туда приходят одичалые и Джон Сноу. Нужно было показать, что эти две истории происходят одновременно и в одном месте, и лучшим способом связать эти две истории воедино был прописанный в сценарии сильный дождь. Обычный дождь очень сложно снять на камеры, так как капли должны быть крупными. Так что при съемках эпизода создавали искусственный дождь, который приходилось
"делать" в течение трёх дней. Шланги с водой тянулись полкилометра на вершину холма. куда пришлось вести воду. Потребовалось три дня, чтобы снять одну сцену; льющийся на актеров "дождь" был очень сильным: нужно было действительно много воды, чтобы это здорово выглядело на экране, так что при съемках использовали до 500 литров воды в минуту. И у актеров было ощущение, что на них выливают ведро за ведром воды. Костюмы сразу становились сырыми и очень тяжёлыми, и все промокли до нитки, хотя и надевали под костюмы что-нибудь, чтобы «утеплиться», но все были увлечены съемками.
Или гибель в финале 5-го сезона Джона Сноу, заколотого соратниками. Режиссер эпизода Дэвид Наттер обсуждал со съемочной группой, какими должны быть последние трагические кадры. Постепенно отдалять камеру от тела, чтобы крупный план постепенно перешел в дальний, не хотели, потому что это уже стало в некотором роде художественным штампом и клише. Ключевой момент в смерти Джона — это то, как он лежит в снегу, и из его ран растекается лужа крови. При съемках серии очень хотели показать текущую по снегу кровь, и у Стюарта Брисдона, главного специалиста по спецэффектам, возникла идея:
В момент смерти на Джоне кожаный камзол, пронизанный трубками с кровью, так что кровь выливается именно из них. Снег, на котором он лежит, сделан из полистирола,
и через него тоже проходят трубки с кровью, из которых она тоже выливается, растекается и впитывается в снег, течет к его голове. Динамика жидкостей — довольно сложная штука, а в запасе была всего пара дублей, и в этоге получилась красивая картинка для трагичного финала.
Концовка 4-го эпизода в 6-м сезоне намеренно повторяла концовку 1-го сезона – и там, и там Дени невредимой выходит из пламени, и перед ней падают на колени дотракийцы, но в этот раз все гораздо масштабнее. И при создании этой масштабности и эффективности нужно было обдумать множество вещей.
При постройке здания, которое по сценарию должно сгореть, нужно уделять самое пристальное внимание материалам: как они будут гореть, в каком порядке. Для поджога используется сжиженный газ. И без вентиляции для охлаждения и отвода дыма не обойтись, поэтому большой сегмент круглого храма заменяет вентиляционное отверстие. Здание напичкали горючими материалами, чтобы все горело по-настоящему, а жидкий пропан превращает пожар в настоящее пекло. Строители предусмотрели, чтобы некоторые элементы храма выдержали высокую температуру, в отличие, например, от соломенной крыши, которая сгорит за один раз. Так храм будет гореть снаружи. Но возникает вопрос: «Как показать пожар внутри храма»?
Еще на ранних этапах решили построить два храма. В Испании — внешнюю его часть, которую действительно сожгут, внутреннюю же - на стоянке в Белфасте. Так что в Альмерии была лишь внешняя оболочка, а подходящий по форме интерьер строился отдельно. Интерьер своей формой напоминал печь для пиццы, и надо было все устроить так, чтобы актеры не пострадали. Эмилия Кларк, и. р. Дейнерис, узнав о планах съемочной команды, сказала «Я же не огнеупорная». И ей ответили: «А мы и забыли!»
Но шутки шутками, а на самом деле надо было держать все под строжайшим контролем, когда снимали, как Дени проходит сквозь огонь. Сначала сквозь огонь проходила ее дублерша в кислородной маске и огнеупорном костюме, потом, когда в образовавшийся воздушный карман входила Эмилия, огня уже не было, а только световые эффекты.
В момент преклонения дотракийцев перед Дейнерис планировалось создать эффект «живой волны» - вот кланяется один человек, потом — два, четыре, восемь, шестнадцать,
и так, словно домино, падают все 5000 человек, большая часть которых создана на компьютере. Живых статистов было 400 человек – примерно в 4 раза больше, чем у большинства сериалов. Разместили статистов группами вокруг храма, и затем, фрагмент за фрагментом, размножили их методом тайловой графики. В результате создается видимость, что Дени кланяются 5000 человек.
Кстати, жизнь статиста тяжела и неказиста. Статистам приходится вставать очень рано. Нередко, когда съемочная команда дрожит от холода, статистам приходится работать едва одетыми, разве что между дублями им удается закутаться в какое-нибудь одеяльце. Испанские статисты, игравшие дотракийцев в 6-м сезоне, после 12-13 часового рабочего дня были все еще полны энтузиазма, и за это в съемочной группе их очень любили.
* * *
А еще в этом сериале огромное значение играют едва заметные детали. Я при просмотре их, как правило, даже не замечал, но у них значительная смысловая нагрузка, и они характеризуют персонажей и отношения между ними.
Например, совещание Дейнерис с ее капитанами перед атакой на Миэрин. Важным моментом этой сцены является то, что Дэни положила глаз на Даарио, а Джораху не понравилось, что она заинтересовалась в ком-то еще. Это собирались выразить в т. ч. визуально, «картинкой», поэтому при съемках нужно было расположить персонажей – и актеров – так, чтобы вначале Джорах был между Даарио и Дени, а потом Даарио обходит его, и Джорах смотрит на них вместе, стоящих вдвоем перед ним. Джораху это причиняет боль, потому что он видит, как Дейнерис становится более уверенной в себе, и боится стать бесполезным для нее.
А потом Джорах возвращается и сообщает ей, что они захватили город. Он счастлив, что может первым рассказать эту счастливую новость своей королеве, которую он любит очень давно. И тут она спрашивает: "Где Даарио Нахарис?" В этом сериале много сильных невербальных моментов благодаря качественной актерской игре, игре Иэна Глена в том числе. И в этот момент Джорах ничего не говорит, но на его лице читаются его чувства - он понимает, что никогда не будет с ней.
Когда в 3-м сезоне перебравшиеся через Стену одичалые нападают на старика-коневода, Джон предупреждает его, ударяя мечом об камень. Лошади услышали этот звук, и, заржав, привлекли внимание старика. Джон отвлёк Игритт, и она потеряла время, чтобы выстрелить в старика, потому, что Джон знает, что она отличный лучник. И этот момент, когда она попала в дерево, а не в старика... Этот её пристальный взгляд, когда она поворачивается к Джону, пытаясь понять, что, чёрт возьми, он делает…
Во время свадьбы Эдмара и Рослин Уолдер Фрей сидит за столом и обращается к Роббу Старку, привлекая его внимание. Нужно было, чтобы Робб сделал несколько шагов от Талисы и встал в середине комнаты. Тогда Уолдер Фрей начинает свою речь - когда Робб уже отходит от стола, где сидит его жена. Было важно отделить их, чтобы, когда Лотар Фрей идёт убивать Талису, Робб Старк не был рядом с ней.
Атмосферу Красной Свадьбы стремились передать в т. ч. и освещением. Уровень освещенности постепенно наращивали, и на пиру в честь свадьбы Эдмара и Рослин свет немного ярче, чем зрители привыкли видеть в "Игре Престолов". Это сделано для того, чтобы показать как все счастливы и чтобы зрители подумали "Ой, Хэппиэнд". Но в сцене резни атмосфера должна была быть мрачной и страшной. Соответственно, освещение надо было изменить так, чтобы это выглядело естественно и реалистично. И это нашли способ сделать: когда гости несут молодожёнов в спальню, некоторые из них, выходя из комнаты, забирают с собой факелы и канделябры, освещая себе путь. Таким образом, в зале остается совсем немного освещения. И так совершается переход от праздничной атмосферы к дальнейшему ужасному событию.
Кстати, чтобы шокировать зрителя и подчеркнуть ужас происходящего, техническая команда сил не жалела – придумывали множество вариантов разрезания глоток, попадания стрел из арбалета, и потратили 50, а может 100 литров крови на сцену резни.
* * *
И вновь о Красной Свадьбе:
ДЭВИД БЕНЬОФФ: - «Смерть Неда была настолько важным событием в конце первого сезона, что после нее все изменилось. И хотя потом было много значительных событий,
ничто не сравнится с Красной Свадьбой. Ты перетягиваешь людей на чью-то сторону,
а потом будто выбиваешь почву у них из-под ног. В этом вся восхитительность драмы.
Я помню, как прочитал эти сцены, позвонил Дэну и сказал, что если мы доберемся до них, то аудитория будет нашей. Люди просто не смогут бросить сериал, потому что эти сцены совершенно невероятные. Ставки настоящие, риск кажется настоящим, и опасность для всех персонажей кажется настоящей. Так что минуты, которые проводишь с ними, кажутся важными, потому что ты не гадаешь: "Как они из этого выпутаются?" Ты гадаешь: "А выпутаются ли они из этого?" Ты не знаешь, к чему все идет. Одно ясно точно: это не будет классическим противостояние добра и зла. Здесь речь скорее о человеческих странствиях, и, как случается порой в жизни, лучшие из нас могут не завершить свое».
ДЭВИД НАТТЕР: - «Когда мне предложили стать режиссером девятого и десятого эпизодов третьего сезона, я где-то шесть месяцев был в полнейшей панике, потому что я знал, как это важно, и я знал, как преданны поклонники. Это не тот сериал, который зрители просто смотрят. Они становятся его верными поклонниками, а сериал — чем-то, что действительно имеет для них значение. И все благодаря тому, какие интересные в нем персонажи, и как они западают зрителям в душу.
В первых сценах эпизода мы, на самом деле, хотели, чтобы люди поверили в то, что Робб cнова обрел силы. Я уверен, что у людей есть определенные ожидания от сериала, и они предполагают, что что-то ужасное произойдет с персонажами в какой-то момент. И мы хотели отвлечь внимание, насколько сможем. То, что происходит с Роббом и Кейтилин в первых кадрах, — это возможность для Робба вернуть мать в свой лагерь, во всех смыслах. Эта сцена призвана показать воссоединение матери и сына. И надежда в том, что действительно веришь, будто у Робба есть шанс. Он придумал кое-что, что может сработать. На самом деле, это очень хороший план, если не учитывать Уолдера Фрея. Вот здесь начинается проблема.
У нас в прошлом году была и очень личная трагедия на съемках "Игры престолов", когда умер Мартин Кензи, который был оператором в моих эпизодах. Все его очень любили.
И Мишель была его очень близким другом. Мы дошли до сцены и снимали ее крупный план, а она произносила эту потрясающую реплику: "Покажем им, что это значит — терять тех, кого любишь". Я подошел к ней, мы сняли несколько дублей, и я сказал: "Давай сделаем этот для Мартина". Она была великолепна, потому что она поняла. Она поняла, о чем я говорил".
Это самая первая встреча Робба с Уолдером Фреем за весь сюжет. И он впервые наблюдает эту довольно странную среду и этих чудаковатых людей, и Уолдера Фрея со всеми его странностями.
ДЭВИД БРЭДЛИ (и. р. Уолдера Фрея): - «Я думаю, он чудовище. Но в нем также есть и комичные нотки, которые заставляли меня смеяться, несмотря на всю его жестокость».
Сцены часто репетировали, и репетиции не держали в жестких рамках, и когда Фрей произносил свои речи – особенно перечислял своих родственниц, путая их, - за кадром часто смеялись и хихикали. Как сказал режиссер, «это забавно, но вы не собираетесь смеяться, потому что на самом деле есть в этом что-то крайне грустное. Я надеялся, что зрители будут себя чувствовать так же неуютно, как Робб Старк и Кейтилин, и остальные из клана Старков, как только они оказались в одном помещении с Уолдером Фреем».
БЕНЬОФФ: - «Уолдер не собирается так просто его отпускать. И пусть даже они, казалось бы, сумели что-то поправить, устроив этот брак между Эдмуром и Розлин Фрей, Уолдер хочет сперва заставить его пройтись по горячим углям. В некотором смысле, идея была в том, чтобы дать почувствовать, что Роббу пришлись пройти через тяжёлые испытания и что свадьба - просто счастливое следствие того, что он с триумфом преодолел эту преграду. Что касается Уолдера, то для него это возможность развлечься,
создав впечатление, что его намерения благородны. Он пытается дать понять Старкам, что от них нужны только извинения, и тогда всё будет в порядке».
«После сцены с молодожёнами Робб и Талиса говорят о их будущем ребёнке, и эта сцена, наконец, показывает нам, что они совсем не в безопасности. Выбор ею имени будущего ребёнка очевиден, потому что она знает, что значил Нед Старк для Робба. Она не знала его отца, только слышала о нём, но она знает, как это важно для Робба».
ВАЙС: - «Казалось, что это будет для них как награда, и в конце концов, они добрались до места, где хотя бы несколько минут всё складывается так, как они хотят. Мы действительно хотели подчеркнуть тепло первой части сцены, чтобы вы почувствовали себя как дома, расслабились, так как шок от того, что должно произойти, будет намного сильнее в этом случае».
ЧАПЛИН (и. р. Талисы): - «В сцене убийства я лежала на полу и плакала, представляя, как это будет тяжело смотреть. Просто представьте, это конец семейству, которое прошло через многое, чтобы дойти до этого момента и погибнуть здесь».
НАТТЕР: - «Мишель (Фейрли, и. р. Кейтилин) замечательная актриса, она любит, когда всё выглядит реалистично. Поэтому она настаивала на многих дублях тасканий за волосы, которые мы и делали. И она действительно сыграла очень красиво и сильно".
Кстати, эпизод, когда Кейтлин Старк берет в заложницы жену лорда Фрея, как нельзя лучше отражает ее мировоззрение и ее фамильный девиз, где слово «семья» на первом месте. Она убеждена, что семья, близкие, - это самое главное. Она на все готова, чтобы спасти Робба, - как она верит, ее единственного ребенка, еще оставшегося в живых. И она убеждена, что лорд Фрей тоже любит и ценит свою жену. И когда он говорит: "Найду другую", она понимает, что обречена. Но самое главное, что Робб Старк уже понял это. Когда он поворачивается и смотрит на свою мать, это, наверное, уже смирение, и, может быть, даже некоторое облегчение. И внезапно к нему подходит Руссе Болтон и вонзает нож ему в сердце.
Кстати, с поступком Руссе Болтона и его словами «наилучшие пожелания от Ланнистеров» связан и еще один интересный момент.
ВАЙС: - Лорд Болтон видит, что Робб Старк проигрывает эту войну, а союзники покидают Молодого Волка. Но он пока верен Роббу Старку и оказывается между молотом и наковальней. Как только Русе начинает осознавать, что Роббу Старку не победить в этой войне, он начинает искать "запасные варианты". Болтон понимает, что если Робб проиграет и погибнет, это будет означать гибель Старков, так как пропавшие Бран и Рикон считаются убитыми Теоном. И в этом случае встанет вопрос о новом Хранителе Севера. Когда Джейме и Руссе обедают в Харренхолле и разговаривают между собой -
это и есть ключ к принятию решения Болтона».
«- Мне следует вернуть вас Роббу Старку», - говорит Русе. – «Следует, - отвечает Джейме, - Но вместо этого вы сидите и наблюдаете, как я тут позорюсь за столом. С чего бы?» В этот момент Руссе еще не принял окончательное решение. Но он знает, что «Ланнистеры всегда платят свои долги» и именно люди Руссе изувечили старшего сына Тайвина, так что в случае поражения Молодого Волка Болтонам придется заплатить серьезный долг. И он начинает задаваться вопросом «Как сыграть на этом в мою пользу».
ВАЙС: - "Когда Джейме покидает Харренхолл, он просит Русе передать Старку наилучшие пожелания, и Болтон передаёт их от Ланнистеров, добивая Робба. Вам не нужно ждать следующую серию, чтобы понять, кто на самом деле за этим стоит. Хотя, если вы были в шоке в момент убийства, вы могли и не понять".
Кстати, в книге говорится "Джейме Ланнистер шлёт наилучшие пожелания", и эта фраза стала вызывать вопросы у участников проекта. «Николай, например, который играет Джейме, сказал: "Подождите. Я был вовлечен в этот заговор?" А актёр, играющий Болтона: "Значит ли это, что Джейме сказал мне это сделать?" И все, кто прочитал сценарий и кто достаточно погружён в этот мир, были сбиты с толку, думая, что это означало, что организовал это Джейме, который, конечно, здесь был ни при чём». Так что в конечном итоге во имя сохранения логики и здравого смысла в сценарий было внесено незначительное изменение – изменили "от Джейме Ланнистера" на "от Ланнистеров". Так что получалось, что Русе в такой… ну, паскудной форме выполнил пожелание Джейме и заодно намекнул, что эта резня – окончательное поражение Робба спланировавшему эту ловушку Тайвину.
Продолжение следует )
@темы: ПЛиО и "Игра престолов"